Исключительное право на фирменное наименование

В самом начале открытия своего дела приходится пройти много шагов. Выбор уникального названия, формы организации, написание устава и учредительных документов и, конечно, регистрация фирменного наименования юридического лица. Чтобы фирма работала по закону, важно не пропустить ни одного шага.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Исключительные права на фирменное наименование (ФН)

Как ФИО физического лица прописано в паспорте, так у юридического лица есть ряд регистрационных документов, в которых оно числится под своим фирменным наименованием. Фирменное наименование, как средство индивидуализации юридического лица является неотъемлемой частью и интеллектуальной собственностью учредителей.

Право, именуемое исключительным, позволяет правообладателям использовать ФН без ограничения и судиться с теми, кто называет свои компании так же. Но тут есть один нюанс: две фирмы могут иметь одинаковое название в документах, если они занимаются разными видами деятельности.

Признаки

Выбирают его для своей организации учредители. Оно всегда состоит из двух частей.

Первая — форма организации:

  1. Открытое Акционерное Общество, ОАО.
  2. Товарищество на вере.
  3. Закрытое Акционерное Общество, ЗАО.
  4. Общество с Ограниченной Ответственностью, ООО.
  5. Полное товарищество.
  6. Производственный кооператив.
  7. Государственное Унитарное Предприятие (ГУП).
  8. Хозяйственное партнёрство.
  9. Муниципальное Унитарное Предприятие (МУП).

Вторая часть – собственно, название. Ему разрешается состоять из:

  • одного или нескольких слов («Заря», «Алая заря»);
  • указывать на род деятельности (металлобаза «Восток»);
  • указывать на географическое положение (городской фонд «Искра», региональное торговое предприятие «Серебряный шар»);
  • указывать на иные отличительные характеристики (первый ювелирный магазин «Алмаз», главная база промышленного оборудования «Инвест»).

Пример полного фирменного наименования с расширенной второй частью – Общество с Ограниченной Ответственностью Региональный Инженерный Центр «График». Этот вариант – обязателен для любой организации. По желанию учредители могут добавить к нему:

  • краткую форму (ООО РИЦ «График»);
  • форму на другом языке (английском или местном, если речь идёт о регионах, в которых принято два государственных языка. К таким относятся, например, республики Татарстан, Башкортостан, Марий-Эл, Чувашия и тд). Такая форма тоже может быть полной и краткой. В полной версии название будет выглядеть так: Regionalnyj Inzhenernyj Centr “Grafik”, Limited Liability Compan. Сокращённая версия – RIC “Grafik”, LLC.

Следует обратить внимание! Не все иностранные сокращения разрешены к использованию на территории РФ. В том же примере с ООО сокращение LLC – допустимо, а аббревиатуры Ltd и JSC – нет. Поэтому при выборе формы на другом языке лучше получить консультацию специалиста.

Процедура регистрации

Есть несколько требований к наименованию. Фирменное наименование организации должно быть в рамках норм русского языка, не иметь орфографических ошибок и неприличных слов. Запрещено разжигать конфликты религиозные, национальные и другие. Так же запрещены:

  • топонимы;
  • названия ведомств и управлений;
  • имена общественных объединений;
  • названия международных организаций.

Специальное разрешение потребуется получить, если в названии планируется использовать некоторые виды деятельности, связанные с финансами (например, банк), слова «российский», «московский» и тд).

Если нарушить эти правила, организацию или не зарегистрируют, или позже принудят сменить ФН.

Регистрация ФН происходит в момент регистрации юр. лица и облагается обычной для этого госпошлиной. Распоряжаться исключительным правом на фирменное наименование можно начиная с момента получения документов. При смене названия нужно будет изменить устав и учредительные документы.

Как не путать товарный знак и фирменное наименование

Товарный знак, или торговая марка, тоже средство индивидуализации. Но не стоит допускать смешения понятий. Главное отличие ТЗ в том, что юридическое лицо не обязано иметь товарный знак, а без ФН его просто не зарегистрируют. Товарный знак нужен тем, кто хочет выделить свою продукцию перед покупателем. Торговая марка может быть закреплена за ИП, может быть не только словом, но и формой упаковки, звуком, изображением, логотипом. Её нужно перерегистрировать каждые 10 лет.

Очень важно понимать, что торговую марку нужно регистрировать отдельно в Роспатенте. Если этого не сделать, правовая защита знака не будет осуществлена, и кто-то третий может легко завладеть этим изображением/звуком/формой.

Способы защиты

При регистрации производителя ФН не проверяется на повтор. Но если в ЕГРЮЛ юридическое лицо с подобным названием уже было зарегистрировано, то эта фирма может в судебном порядке заставить вас сменить название и возместить убытки. Поэтому предварительно лучше проверить название на сайте ФНС.

Один из способов защиты – зарегистрировать ФН как товарный знак. После этого вы можете через суд запрещать третьим лицам использовать товарный знак, в определённой степени схожий или аналогичный вашему. Можно добиться запрета на использование доменного имени сайта с вашим наименованием.

Заключение

Фирменное наименование способ придать индивидуальность фирме. Оно применяется в учредительной документации и уставе. Обязательно для каждого юридического лица, не нуждается в дополнительной регистрации, так как проходит её в момент создания компании.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *