Как получить лицензию адвоката

Основные аспекты по регулированию адвокатской деятельности даны в Федеральном законе № 63 от 31.05.2002. Как получить лицензию адвоката? Никак. В соответствии с данным нормативным актом, получать лицензию для осуществления данных работ не нужно. Но это не значит, что абсолютно любой может называться адвокатом.

Данный статус нужно получить, пройдя длинный путь по подготовке своих профессиональных данных, сбору документов и прохождению квалификационного экзамена.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Даем определения

В соответствии со ст. 2 ФЗ № 63 адвокатом признается человек, занимающийся оказанием юридической помощи гражданам. Для осуществления такой помощи ему необходимо получить разрешение на осуществление подобной деятельности. Такое разрешение получается по результатам прохождения квалификационного экзамена в виде удостоверения.

После получения “корочек” адвокат не может заключать иные трудовые договоры, за исключением тех, что связаны с научной или преподавательской деятельностью. В том числе, он не может выбираться в органы власти или становиться их служащим. Весь спектр его дальнейших возможностей связан с его профессиональной юридической деятельностью.

У него есть возможность стать руководителем адвокатского образования или выбраться в палату адвокатов, причем как федерального уровня, так и регионального, либо входить в состав различных объединений или образований.

Юридическая помощь бывает различных видов. Это может быть:

  • консультирование, составление официальных обращений, документов;
  • представительство в судах любой подведомственности, органах власти или общественных организациях, в органах исполнительного и налогового производства.

Для осуществления этих полномочий на руках у адвоката должно быть удостоверение и доверенность от заявителя или ордер от адвокатского образования. Обратите внимание, что само соглашение с доверителем требовать никто не имеет право.

Приобретения статуса

Порядок приобретения статуса адвоката установлен в главе 3 ФЗ № 63. В документе прописано, что изначально претендовать на него могут только лица, получившие высшее профессиональное образование, или те, кто имеет ученую степень по данному направлению. Кроме того, предъявляются определенные требования к самому учебному учреждению — оно должно иметь аккредитацию по утвержденной государственной программе.

Помимо образования соискатель должен иметь определенный опыт работы. Это может быть осуществление деятельности в следующих областях:

  • судьи, работники Судебного департамента ВС;
  • органы государственной или муниципальной власти, когда при приеме на работу было обязательным иметь юридическое образование;
  • юридические службы организаций, в том числе и научные;
  • преподаватели по направлениям юриспруденции;
  • адвокаты и их помощники, нотариусы.

Для подачи документов на получение удостоверения, необходимо, чтобы стаж в этих областях был не менее 2 лет. Важно, что даже если вы начали их осуществлять до момента получения высшего образования, засчитываться в опыт будет только тот период, что следует после получения диплома.

Категорически будет отказано соискателям, которые в судебном порядке признаны недееспособными или ограниченны в дееспособности, а также тем, кто имел судимость за умышленное преступление, если она не снята или не погашена. Еще одним основанием для отказа, даже в допуске к экзамену, является подача документов, которые содержат неправдивые сведения.

Обращаться за “корочками” нужно в квалификационную комиссию, которая входит в состав адвокатской палаты, действующей в определенном регионе. На первом этапе потребуется подать туда документы и ожидать в течение 2 месяцев разрешения на допуск к экзамену. В этот период будет проверяться подлинность данных, поданных в справках заявителя, и установление отсутствия ограничений для осуществления данной деятельности.

А тут о том, как получить лицензию на маркшейдерские работы.

Подача документов

Подавать документы придется лично. Лучше уточнить на официальном сайте ПА (палаты адвокатов соответствующего региона) когда осуществляется прием документов. Как правило, организацией данного вида работ в палате отвечает отдельный сотрудник, который сможет ответить на вопросы или разрешить индивидуальные ситуации, не оговоренные в положениях.

Несмотря на то, что в ст. 10 ФЗ № 63 установлен перечень документов, которые необходимо передавать в комиссию, он может отличаться в различных субъектах. Это связано с тем, что в законе не установлено ограничение, что описанный пакет является исчерпывающим. Полный список уточняйте в своей ПА. Как правило это:

  • паспорт;
  • справки, подтверждающие стаж (договора, выписки, трудовая книжка);
  • документ об образовании;
  • карточка. Это документ, который содержит сведения о заявителе, он составляется соискателем и имеет строгую форму, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1;
  • автобиографию. Она составляется в свободной форме и содержит все те сведения, которые заявитель желает сообщить о своей профессиональной деятельности, личных достижениях или личностных качествах;
  • фотографии. Их необходимо делать цветными, используется, как правило, матовая бумага, без уголка, стандартного для документов размера — 3*4. Многие ПА акцентируют внимание, что соискатель должен фотографироваться в определенной одежде: для мужчин это белая рубашка и темный пиджак, а для женщин — деловой костюм;
  • справка об отсутствии судимости. Ее можно получить в МВД. Срок ее годности всего полгода;
  • документ, подтверждающий, что заявитель не состоит на учете в психдиспансере. Этот документ действителен всего 6 месяцев;
  • СНИЛС и справку о постановки на учет в налоговой.

Все документы, кроме справок из МВД и психдиспансера, подаются в копиях. Но при их подаче важно иметь при себе и оригиналы. Если они отсутствуют, копии должны быть нотариально заверенные.

Рассматривать документы могут в течение 2 месяцев. Если возникает необходимость, то в этот период ПА запрашивает данные у органов власти или организаций для подтверждения поданных заявителем сведений. При отсутствии оснований для отказа, соискатель допускается к экзамену.

Экзамен

Порядок прохождения экзамена установлен в Положении, утвержденном Советом Федеральной палаты адвокатов от 25.04.2003. Нет, это не значит, что действуют старые правила. В положение периодически вносятся изменения, соответствующие изменениям законодательства и требованиям времени. Последние поправки относятся к 2016 году.

С момента обращения в палату до дня сдачи экзамена не может пройти более 3 месяцев. Сама проверка знаний состоит из 2 этапов — это письменные ответы и устные.

Список вопросов в этих блоках утверждается на федеральном уровне, но билеты для устных вопросов формируются в субъектах, исходя из рекомендаций федеральной палаты. На усмотрение регионов отдается полномочия — включить дополнительные задания, например, решение правовых задач или составление документов.

Общее время для ответа определяется комиссией, но не менее 45 минут. В этом этапе экзаменуемому предоставляется право пользоваться нормативными документами, в отличие от письменной части. Если у комиссии возникают сомнения, они могут использовать дополнительные вопросы в рамках общего перечня.

Но допустить к устному блоку могут, только если удачно выполнена письменная часть. Она представляет собой тест. Он проходит с использованием компьютерной программы. Она общая для любых регионов. Претенденту предлагается 70 случайны вопросов и час времени. За этот период необходимо ответить на все предлагаемые вопросы. Если сделать этого не удалось, то результат будет оцениваться только по тому что успелось.

Сданным считается экзамен, если правильных ответов насчитывается более 50. О результатах экзаменуемый узнает сразу. Если он прошел тест удачно, то ему выдается один листок, который содержит информацию о количестве предлагаемых вопросов и количестве правильных ответов.

Если претендент тест “завалил”, тогда ему выдается полный перечень вопросов, где показано как он ответил, и какой ответ верный. На каждом листе несдавший обязан расписаться.

Решение комиссии

После прохождения экзамена, соискатель удаляется, а члены комиссии принимают решение — прошел он его или нет. Основания для отказа выдать удостоверение могут быть только мотивированные — знания, не соответствующие предъявляемым требованиям, или обнаружение фактов, которые запрещают допуск к экзаменам (отсутствие образования, стажа, наличие судимости и т.д.).

Повторно подавать документы, в случае проваленного экзамен можно только через год, конечно, если речь не идет об отсутствии необходимых профессиональных требований.

Если принято решение, что экзамен сдан удачно, то оно оформляется документально. ПА в течение недели отправляет сведения в органы юстиции, а те, в свою очередь, в течение месяца вносят новоиспеченного адвоката в реестр и выдают удостоверение. Решение начинает действовать с момента принесения претендентом присяги. Удостоверение действует на территории всей нашей страны.

Удостоверение не ограничено в действии по сроку. В соответствии с п. 3 ст. 15 ФЗ № 63 оно является единственным документом, подтверждающим правомочия адвоката. Стоять на учете можно только в одном регионе, это не значит, что поменять его невозможно. По заявлению члена ПА она может выписать его из своего состава, предоставив временный документ, который будет действовать до момента внесения его в реестр в другом субъекте РФ.

Приостановление или лишение удостоверения

Правило о том, что “корочки” не ограничены ни во времени, ни в пространстве, не говорит о вседозволенности адвокатов. Так как существует правило о необходимости входить в областной реестр, именно региональная палата следит за работой своего члена и при необходимости ограничивает его в полномочиях.

Принять решение о приостановлении деятельности может Совет ПА. Это возможно, если адвокат выбрался в органы гос. власти или местного самоуправления, признан отсутствующим, не может выполнять работу в период более полугода, в том числе и в случае призыва его в армию.

Если принято решение о приостановлении, то адвокат не может осуществлять никакой работы, связанной с адвокатской деятельностью — работать в ПА, в Совете, осуществлять деятельность по удостоверению. Решение о возобновлении принимает тот же орган на основании заявления адвоката, либо в случае прекращения причин приостановления его деятельности.

Решение об отзыве удостоверения и о немедленном прекращении работы адвоката принимается тем же органом. Это возможно в случае, если:

  • подано заявление самого адвоката об этом;
  • вступление в силу решения суда о признании его недееспособным или ограниченным в дееспособности, о признании его виновным в умышленном преступлении;
  • смерть адвоката;
  • он продолжает работу, несмотря на приостановление статуса;
  • непрофессионально исполняются обязанности или нарушается профессиональная этика, не выполняются требования ПА.

Заключение

Чтобы осуществлять деятельность в качестве адвоката адвокатская лицензия не нужна. Необходимо приобрести статус адвоката. Им может стать человек с высшим юридическим образованием, опытом работы по профессии не менее двух лет, при условии удовлетворительного прохождения экзамена.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *