Как правильно составить жалобу
РљРѕРіРґР° права гражданина нарушаются, РЅРµ всегда ему необходимо обращаться РІ СЃСѓРґ. РРЅРѕРіРґР° для решения проблемы хватает обычной жалобы. Ртот метод намного быстрее Рё менее затратен, РЅРѕ имеет СЃРІРѕРё юридические особенности. Как составить коллективную жалобу? Какие особенности структуры Рё оформления? Что нужно, Р° что РЅРё РІ коем случае нельзя писать?
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если РІС‹ хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь РІ форму онлайн-консультанта слева или звоните РїРѕ телефону
+7 (499) 450-39-61
Рто быстро Рё бесплатно !
Какие требования предъявляются к жалобам
В теории обращение может подаваться и устно. В то же время только письменная жалоба имеет необходимый юридический вес. Если адресат не отреагирует на устное обращение, ответственность для него не наступает (если, конечно, это не кол-центр, где реагирую как раз на вербальные обращения).
Первое и главное требование к тексту – это чёткость написания реквизитов как получателя, так и самого жалобщика. Должны быть указаны все требующиеся данные.
РћРЅРё разнятся РІ зависимости РѕС‚ ситуации, РЅРѕ любой грамотный документ будет содержать Р¤РРћ Рё адреса обеих сторон. РРЅРѕРіРґР° необходимо также указывать номера телефонов, электронные почты Рё прочее.
Как подать жалобу, если адрес или Р¤РРћ получателя неизвестны? Такое часто случается, если жаловаться приходиться РЅР° интернет-магазин, который принадлежит мошенникам. Р’ таком случае сначала нужно обратиться РІ органы внутренних дел (например, прокуратура имеет право потребовать контакты Сѓ того, кто продал обманщикам домен).
Текст жалобы должен быть структурирован. У разных документов разные правила оформления. Как грамотно написать жалобу не нарушив структуру, будет описано ниже.
Стиль написания всего текста должен быть официально-деловым, без эмоциональных комментариев. Кроме того, писать нужно сдержанно, кратко. Каждый лишний комментарий, не имеющий отношения к делу, снижает шанс вынесения решения в вашу пользу. Лучше всего постараться уложиться в одну страницу.
Главная рекомендация юристов – каждое обращение должно быть подтверждено ссылками на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
Обращение должно быть рассмотрено за 30 календарных дней. Кроме того, существуют некоторые случаи, когда законом устанавливается специальный срок обработки такого документа. Например, Роспотребнадзор обязан ответить потребителю за 10 дней, а прокуратура реагирует на жалобу в течение трёх дней.
Правила оформления
У каждого вида жалоб есть свои нюансы оформления, но структура для них всех едина:
- Р’ первую очередь РІ правом верхнем углу оформляется «шапка». Р’ ней указываются контакты адресата Рё самого жалобщика. Если получателем выступают государственные органы, необходимо указать Р¤РРћ начальника, Р° РІ качестве адреса будет выступать адрес его места работы.
- Следующий пункт – название жалобы. Нет официально установленного перечня названий, но существуют негласные правила их составления. Название не должно быть слишком длинным, но оно обязано отражать суть обращения.
- Следующая часть – вступительная. Р’ ней заявителю нужно обязательно представиться, несмотря РЅР° то, что Р¤РРћ указано РІ реквизитах. После указывается, РЅР° РєРѕРіРѕ пишется жалоба. Здесь же гражданин кратко излагает суть того, чего РѕРЅ хочет добиться СЃРІРѕРёРј обращением: компенсации, возмещения ущерба, недопущение повторения такой ситуации РІ будущем Рё С‚.Рґ..
- Р’ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ части жалобщик описывает суть произошедшего. Рзлагаются фактические обстоятельства. Если необходимо сделать акцент РЅР° морально-психологическом состоянии субъекта, это делается СЃ помощью научных терминов, без излишней эмоциональной окраски.
- В финальной части жалобы гражданин указывает все ссылки на законодательство, которое защищает его права и интересы.
- Предпоследний пункт – сами требования. После слова «Прошу» нумерованным списком гражданин указывает перечень того, что по его мнению должна предпринять структура, куда было направлено обращение.
- Финальная часть – дата и подпись. Без них заявление не будет иметь юридической силы.
Рђ тут Рѕ том, как написать жалобу РЅР° продавца РЅР° АлиРкспресс.
По ссылке образец жалобы на следователя в прокуратуру.
Существуют некоторые юридические нюансы и особенности подачи жалоб, общие для всех типов:
- Оригинал обращения передаётся в орган, или же письмо с жалобой отправляется по почте. Копия остаётся у гражданина. Заверять её нотариально не нужно. Без копии гражданин не сможет защитить свои права, если его жалобу проигнорируют.
- Подать обращение можно лично, с помощью почты, через интернет или в колл-центр. Форма подачи обращения зависит от того, куда именно оно подаётся. Например, не у всех структур есть функция подачи обращений в сети или по телефону, но каждая организация, которая работает с гражданами, должна принимать обращения лично или по почте.
- Текст пишется на русском языке, должен быть изложен грамотно. Если вы сомневаетесь в своём уровне грамотности, лучше дать перечитать текст доверенному лицу перед отправкой.
- Если обращение было направлено с помощью почты, гражданин должен сохранить квитанцию об оплате почтового отправления, потому что именно она будет подтверждать факт обращения.
Образец как правильно написать коллективную жалобу можно найти на нашем сайте.
Что такое коллективная жалоба и особенности её оформления
Коллективное заявление – это отдельный вид жалоб, который используется в некоторых специфических видах правоотношений. Практикой доказано, что коллективную жалобу органы власти и большие сети магазинов рассматривают охотнее, чем единичную.
Как пишется коллективная жалоба? По сути своей она мало чем отличается от личной, но некоторые нюансы в оформлении всё равно нужно учесть:
- В тексте нельзя использовать слова «Я» или «мне». Вместо них пишется исключительно «мы» и «нам». Таким образом делается акцент на том, что все участники коллективной жалобы недовольны сложившейся ситуацией.
- Р’ «шапке» указываются адрес Рё Р¤РРћ только РѕРґРЅРѕРіРѕ человека – контактного лица. Данные всех остальных людей (Р¤РРћ Рё РїРѕРґРїРёСЃСЊ) подаются РЅР° отдельном РїРѕРґРїРёСЃРЅРѕРј листе, который прикладывается Рє жалобе. Р¤РРћ без РїРѕРґРїРёСЃРё или РїРѕРґРїРёСЃСЊ без Р¤РРћ РЅРµ имеют юридической силы.
- Ответ на жалобу будет прислан контактному лицу, которое указан в «шапке». Возможности потребовать личного ответа каждому заявителю законодательство не предоставляет.
Пример жалобы из области защиты прав потребителей
Ярким примером жалобы является жалоба о защите прав потребителей. Она подаётся в Роспотребнадзор гражданином или группой граждан, которые уже писали претензию в магазин и получили отказ.
РџРѕ общему шаблону РІ первую очередь оформляется шапка. РљСЂРѕРјРµ адреса Рё Р¤РРћ заявитель также указывает номер телефона. РџРѕ желанию можно написать Рё электронную почту. Далее расписываются данные Рѕ получателе: полное название структуры, адрес филиала.
Следующий пункт – название. В данном случае стоит написать просто «Жалоба», так как в Роспотребнадзор поступают только жалобы по поводу защиты прав потребителей, поэтому уточнение будет лишним.
Во вводной части гражданин представляется и указывает, что он (либо его подопечный, если обращение пишется представителем от лица своего подзащитного или несовершеннолетнего) приобрёл в магазине (указывается название сети или самой торговой точки, адрес) товар либо ряд товаров. Кроме того, гражданин должен указать точные день и время покупки (указаны в чеке).
Название приобретённой вещи нужно писать полностью, так же как оно указано на упаковке либо в интернет-каталоге продавца. Если у товара есть какие-то специфические характеристики (например, чаша объёмом 200 мл) нужно также указать и их.
Для подтверждения своей покупки гражданин ссылается на номер фискального чека. Сам документ прикладывается к жалобе (либо оригинал, либо его копия). Также вместе с жалобой подать нужно и сам товар, о чём Роспотребнадзор уведомляется в этом же абзаце.
В основной части заявитель излагает суть сложившейся проблемы. Например, таковыми могут быть:
- Магазин отказал в рассмотрении претензии.
- Магазин просто проигнорировал претензию.
- Возвращены были не все средства.
- Продавец хамил, угрожал, иным образом вёл себя некорректно во время обработки жалобы.
- Вопрос был решён не в пользу покупателя, и он с этим не согласен. Свою правоту может доказать.
Далее покупатель ссылается на существующее ныне законодательство. В данном случае лучше не перебарщивать, лишь отметить статьи 25—26 Закона о защите прав потребителей.
После слова «прошу» гражданин расписывает, в чём именно Роспотребнадзор должен ему посодействовать. Например:
- Провести проверку.
- Помочь вернуть средства.
- Принудить магазин рассмотреть жалобу.
В конце ставятся дата подача заявления, фамилия, инициалы и подпись заявителя.
Заключение
Жалоба – это не значит жалобный текст, жалоба – это урегулированный нормами права документ, который помогает гражданам защищать свои права в самых разных ситуациях. К её составлению нужно подходить серьёзно, как и к работе с любым документом.
Если гражданин осознаёт свою ответственность и работает с жалобой юридически грамотно, тогда он может рассчитывать на решение вопроса в свою пользу.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните РїСЂСЏРјРѕ сейчас: