Как зарегистрировать логотип

В вопросе привлечения клиентов к производимому товару не последнюю роль играет раскрученная, узнаваемая товарная марка. Полюбившийся продукт потребители узнают по знакомому бренду, и потому производители уделяют особое внимание такому элементу товарного знака, как логотип.

Заслуживший покупательское доверие товар дает зеленый свет всем остальным продуктам, выпускаемым под логотипом компании. Правообладатели тщательно разрабатывают лого и создают ему положительную рекламу — это способствует существенному повышению имиджа компании.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Логотип и его назначение

Логотип является важной составляющей товарного знака. Он представляет собой некий графический рисунок, емко отражающий суть товара и/или производителя. Это может быть какая-то эмблема или же символ.

Красочное, не перегруженное излишними деталями лого повышает узнаваемость бренда на рынке и привлекает больше покупателей.

Хорошо зарекомендовавший себя товар с уже знакомым и привычным символом на упаковке вызывает больше доверия у покупателей и решает дело в пользу производителя, когда встает вопрос о покупке незнакомого товара, ранее не приобретавшегося. В абсолютном большинстве случаев потребитель выберет продукт из уже опробованной линейки.

Однако лого не является прерогативой лишь коммерческих предприятий. Многие государственные учреждения, общественные объединения и даже частные лица используют логотипы для повышения своей узнаваемости в социуме. Особенно это актуально сейчас, в эпоху прогрессирующего развития сети интернет.

Из истории логотипов

Логотипы возникли на заре промышленной революции. До начала массового строительства фабрик и заводов труд был ручным, и частные ремесленники ограничивались лишь проставлением своего имени на изделиях.

Развитие промышленности наводнило рынок множеством однотипных товаров. Рождалась конкуренция, в условиях которой владельцы предприятий были вынуждены найти способ выделить свой продукт.

Им и стала торговая марка, помимо фирменного наименования товара включавшая в себя и логотип.

Однако создания средств индивидуализации было мало. Предприимчивые конкуренты без зазрения совести использовали доброе имя тех производителей, что выпускали на рынок товары хорошего качества.

Поэтому в какой-то момент предприниматели озаботились вопросом, как запатентовать название фирмы и логотип, тем самым заявляя свои права на марку выпускаемого продукта.

Первым логотипом, зарегистрированным официально, стала эмблема пивной компании «Bass» (1876 год), кстати, существующая и по сей день.

В то время не существовало практики обращения к профессиональным художникам и дизайнерам за разработкой логотипов. Эмблемы фирм и товаров рисовали или сами владельцы компаний, или же их помощники — заместители, секретари, бухгалтеры.

В современных реалиях высочайшая конкуренция требует тщательной подготовки и раскрутки лого, поэтому ответственное дело разработки рисунка-символа поручается профессионалам. Во многом от их способностей зависит успех внедряемой на рынок товарной марки.

Виды логотипов

Классификация логотипов исходит из их внешнего вида. Одни представляют собой образцы минимализма, другие — замысловатые рисунки со множеством мелких деталей. Существует несколько типов лого:

символические: представляют собой картинку-символ (Apple, Nike);

  • буквенные: состоят из слова или словосочетания, оформленного авторским шрифтом, монохромные или же разноцветные (Coca-Cola, Subway, Google);
  • смешанные: комбинируют в себе рисунок и текст (Walt Disney, Pepsi, Сбербанк);
  • эмблемы: наиболее сложный вид логотипа — включают в себя и надписи, и символы, и различные графические знаки; зачастую комбинация имеет обрамление определенной формы — круг, ромб, герб и тому подобное (Manchester United, Harley-Davidson).
  • Какой бы ни была эмблема, она не должна изобиловать лишними деталями, ее главная цель — отражать основную суть компании или товара, нести в себе определенный смысл.

    Наиболее удачные логотипы способны завоевать любовь потребителей к продукту, поскольку становятся негласной частью имиджа самих потребителей.

    О регистрации логотипов

    Лого является важной составляющей товарного знака и потому его, как и марочное имя, стоит юридически оформить. Кроме того, это убережет владельца компании от появления товаров, выпускаемых сторонними фирмами с использованием положительно зарекомендовавшей себя эмблемы, ведь логотип является объектом авторского права. Именно для защиты интеллектуальных прав необходима регистрация логотипа.

    В России этим вопросом ведает Роспатент, однако первоначально документы подаются в ФИПС — Федеральный институт промышленной собственности. Он рассматривает все заявки и проводит формальную экспертизу, целью которой является проверка всех предоставленных заявителем данных. Прошедшие экспертизу заявки ФИПС передает Роспатенту для дальнейшей углубленной проверки — экспертизы по существу.

    Поскольку эмблема продукта или фирмы является изобразительной частью торговой марки, в подавляющем большинстве случаев регистрация логотипа компании происходит именно в рамках оформления товарного знака. Исключением здесь является ребрендинг, когда фирмой сохраняются все наименования и меняется лишь графическое обозначение торговой марки.

    Заявку возможно подать не только лично в ФИПС, но и почтой России заказным письмом с уведомлением и описью вложения, а также по факсу — с последующим обязательным посещением регионального отделения ФИПС для предоставления оригиналов документов.

    Необходимые документы

    Перед тем как самостоятельно зарегистрировать логотип, необходимо оформить и проверить наличие всех документов. К ним относятся:

    1. Заявление с просьбой зарегистрировать логотип и товарный знак. Бланк заявления можно посмотреть на сайте ФИПС, этот документ не оформляется в произвольной форме. Заявление обязательно должно включать в себя данные заявителя — юридического лица или ИП — наименование, реквизиты, место нахождения.
    2. Перечень товаров (и/или услуг), к которым относится регистрируемый логотип, согласно МКТУ — Международной классификации товаров и услуг.
    3. Заявляемое обозначение. Представляет собой само лого. Оно должно быть подготовлено в двух экземплярах. Первый выполняется на плотной бумаге размером 8 на 8 см или 8 на 10 см. Это может быть не только четкая распечатка, но и типографский оттиск или же фотография. Самое главное, чтобы заявляемое обозначение было выполнено в той цветовой гамме, в котором должно быть зарегистрировано. Копия с него должна сниматься без потерь в качестве. Второй экземпляр включается в заявку в качестве приложения. Он должен быть идентичен первому.
    4. Описание заявляемого обозначения. Поясняет суть логотипа. В описании должны быть указаны его характеристики — вид, смысл и описание элементов, из которых он состоит.

    К описанию заявляемого обозначения имеется целый ряд дополнительных требований, зависящих от конкретной ситуации, связанной с регистрацией логотипа.

    • изобразительному обозначению, представляющему собой нечто абстрактное, потребуется расшифровка символизма;
    • символическая эмблема должна быть подробно описана; это касается каждой детали рисунка, всех его элементов; также должно быть описано значение лого;
    • если буквенный логотип выполнен не на русском языке, необходимо сделать транслит буквами русского алфавита и перевод, где это возможно;
    • для буквенных лого, представляющих собой малоупотребимое слово, потребуется описание его значения (подходит для архаизмов, терминов, исторических топонимов и т.п.);
    • если же буквенный логотип является словом, не существующим в русском языке, должен быть указан способ его создания (это может быть аббревиатура или же вымышленное слово).

    Сроки регистрации и госпошлина за оформление

    Период всей процедуры от даты подачи заявки до получения заявителем свидетельства о регистрации закреплен в Административном регламенте и составляет восемнадцать с половиной месяцев, поэтому к фирмам-посредникам, предлагающим оформить лого в более сжатые сроки, стоит отнестись с настороженностью.

    Гражданским кодексом РФ определен срок действия регистрации товарного знака (и логотипа в его рамках). Он составляет десять лет и отсчитывается с даты подачи заявки. Срок действия свидетельства можно продлевать еще на десятилетие, причем делать это можно неограниченное число раз.

    За регистрацию лого и товарного знака взимается пошлина. В 2018 году ее совокупный размер составляет 33 тысячи рублей, но уплачивается она поэтапно — по мере прохождения экспертиз.

    Порядок регистрации

    После того, как заявитель подготовит все вышеперечисленные документы, можно составлять и подавать заявку, которая будет рассмотрена специалистами и, если все в порядке, впоследствии логотип будет зарегистрирован.

    1. Подготовленные документы подаются в ФИПС заявителем или же его представителем. В последнем случае дополнительно потребуется доверенность. Компетентный сотрудник оформит прием заявки и зарегистрирует ее. Для этого в Роспатенте имеется официальный бюллетень, в который вносятся данные обо всех принятых к рассмотрению заявках.
    2. Заявитель уплачивает госпошлину за регистрацию заявки и проведение формальной экспертизы. До ее результатов никаких дополнительных телодвижений делать не потребуется.
    3. По прохождении экспертизы заявитель будет уведомлен о ее окончании. Перед началом экспертизы по существу нужно уплатить вторую часть пошлины. Эта экспертиза будет более детальна. Ее основная цель — выявить, не был ли зарегистрирован рассматриваемый логотип когда-либо ранее. Если выяснится, что идентичный символ представлен к рассмотрению в другой заявке, включится правило хронологического преимущества. Более поздняя по времени подачи заявка будет отклонена.
    4. Если заявитель подавал какие-либо дополнительные ходатайства и/или заявления, будут рассмотрены и они.
    5. Успешное прохождение всех проверок увенчается регистрацией логотипа в Госреестре.

    Заявителю, после уплаты пошлины будет выдано свидетельство о государственной регистрации товарного знака, в состав которого и входит логотип.

    Отказ в регистрации логотипа

    Не каждый логотип, заявка на который подана в Роспатент, будет в конечном счете зарегистрирован. В некоторых ситуациях заявителю вынесут отказ. Помимо идентичности или очень близкого сходства с уже имеющейся эмблемой, это произойдет, если изобразительные или текстовые символы на логотипе:

    • противоречат нормам морали и гуманности;
    • используют официальную символику;
    • бессмысленны;
    • будут вводить в заблуждение потребителей;
    • используют изображения общеизвестных культурно-исторических памятников;
    • содержат орфографические ошибки.

    Это наиболее распространенные случаи. Кроме того, отказать могут, если заявитель игнорирует запросы ФИПС в процессе начатой регистрации или же если не оплатил госпошлину или ее часть.

    Ответственность за использование чужого логотипа

    Логотип является объектом интеллектуальной собственности и потому охраняется законом. Однако это не гарантирует правообладателю 100%-ную защиту от действий мошенников, решивших нажиться на выпуске контрафактных товаров под брендом известной фирмы.

    За использование чужого логотипа злоумышленников ждет либо административная ответственность (при небольших убытках для производителя), либо уголовная — когда речь идет о крупном ущербе. Обе эти меры пресечения отразятся на судьбе мошенника, а штрафы пойдут в госказну.

    Помимо всего прочего, у нарушителя изымут все оборудование, использовавшееся им для создания контрафакта. Оно будет передано государству или же уничтожено.

    Если пострадавшая компания хочет получить моральную компенсацию, она должна подвергнуть преступника гражданско-правовому наказанию.

    Закон не запрещает посторонним на определенных условиях использовать не принадлежащее им исключительное право на логотип в различных ситуациях.

    Использование логотипа фирмы физлицом (например, эмблемы фитнес-клуба для рекламирования тренером своих услуг) производится на основании лицензионного договора на использование коммерческого обозначения. Самовольно делать это запрещено.

    Заключение

    Логотип, как часть торговой марки, обязательно должен быть зарегистрирован. В современных реалиях фирмы вкладывают большие средства в разработку и создание броских логотипов, поэтому вполне резонно принять меры к их регистрации, чтобы избежать плагиата или использования изображения в коммерческих целях посторонними лицами.

    Сама процедура регистрации несложна и не требует от заявителя бесконечного похода по инстанциям — все проверки происходят без его участия. На выходе заявитель получает документ о регистрации логотипа, который максимально обезопасит правообладателя от действий злоумышленников.

    Не нашли ответа на свой вопрос?
    Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *