Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов

В этом материале рассмотрим нормативные предписания Положения «О лицензировании взрывопожароопасных и химически опасных ПО». Указанное Постановление №492 действует с 2013 года. Причем в 2018 году сюда внесли дополнения. Выясним, кому и зачем выдаются такие допуски, разберемся с порядком получения и переоформления разрешений.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Определения

Начнем с выяснения терминологии. Опасный производственный объект – это предприятие, чье функционирование связано с повышенным риском появления аварийных ситуаций. Тут идет речь о работе с легко воспламеняющимися веществами и элементами. Подробный перечень этих случаев указан в Приложении к ФЗ №116. Причем действующее законодательство предполагает обязательное лицензирование взрывопожароопасных и химически опасных объектов.

Согласно нормативным предписаниям, известно четыре класса угрозы. К началу 2018 года лицензирование ОПО подразумевает оформление допуска для компаний, работа которых относится к I–III степени опасности. В ситуациях, когда организация получала разрешение до внесения изменений в законодательство, требуется повторное получение лицензии Ростехнадзора на ОПО.

Важно! Если при прохождении процедуры комиссия выдает руководителю компании заключение об определении предприятия к IV степени угрозы, переоформление не проводится.

Известно еще одно новшество. Лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов уже не оформляют владельцы заправочных станций, если топливом тут выступает природный газ. В этом случае действует одно ограничение – максимальный объем запасов горючего тут составляет до 20 тонн. Эта норма регулируется ФЗ №22, который вступил в силу в 2017 году.

Лицензирующий орган

Поскольку рассматриваемый вид допусков подпадает к категории, которая отнесена к компетенции Ростехнадзора, получить искомое разрешение удастся после запроса этому ведомству. Однако правительственное Постановление №492, где изложен порядок прохождения операции, не уточняет нюансов определения конкретного адресата для подачи заявки.

В таких ситуациях уместно руководствоваться Приказом Ростехнадзора №305 от 2015 года. Здесь изложен такой алгоритм подачи обращений:

  1. Территориальное подразделение. Сюда посылают запрос на оформление лицензии на ОПО, отнесенные к III группе угрозы.
  2. Центральный аппарат. Запрос в головной офис организации предстоит фирмам, работа которых связана с эксплуатацией ПО I–II степени опасности.

Важным нюансом тут становится функционирование предприятий, которые используют привлечение иностранных инвестиций и капитала. В подобных обстоятельствах заявление подается в центральный офис, находящийся в столице, вне зависимости от классификации степени угрозы.

Особенности разрешения

Лицензия Ростехнадзора на эксплуатацию опасных производственных объектов считается официальным допуском предприятия для работы в рассматриваемой отрасли.

Игнорирование законных требований в получении таких разрешений считается грубым нарушением, которое чревато проблемами для компании и штрафом.

Причем контроль со стороны государства тут проводится прокуратурой, Ростехнадзором, ФСЭТАН и другими организациями.

Соответственно, первым шагом для безопасной и легальной деятельности становится определение вида предпринимательства и уточнение вопроса, требуется ли тут специальное разрешение.

Разберемся с нюансами этой проблемы.

Внимание! Полученный допуск действует бессрочно, а процедура выдачи здесь занимает до полугода.

Классификация видов работ

Четкий список типов занятости, для которых оформляется лицензия на эксплуатацию ОПО, Ростехнадзор рекомендует уточнять в приложении к Постановлению №492. Это предписание говорит о следующих видах работ ПО, которые эксплуатируют токсичные, горючие либо взрывчатые материалы и вещества:

  • получение;
  • применение;
  • утилизация;
  • содержание на территории;
  • уничтожение;
  • перевозка.

Кроме того, рассматриваемая бумага определяет отдельную категорию занятости, которая нуждается в регистрации. В этой ситуации речь идет об эксплуатации организацией промышленного оснащения, где давление на момент использования превышает 0,07 МПа.

Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов включает еще два вида занятости, где не обойтись без спецдопуска. В первом случае говорится о маркшейдерских работах, а во втором – о сельскохозяйственном труде. Тут подразумевается хранение и переработка растительных элементов, которые воспламеняются при нормальных условиях или формируют вредные химические взрывчатые смеси.

Исключения

Если рассматривать виды работ, на которых получение лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов становится ненужным шагом, юристы говорят лишь о категории ОПО IV уровня угрозы. Причем классификацию промышленной территории проводят аккредитованные в этой сфере компании и государственные ведомства.

Условия выдачи

Перейдем к изучению требований, которые выдвигает соискателям Ростехнадзор. Лицензирование опасных производственных объектов практикуется после отправки руководителем организации соответствующего запроса. Причем в приложениях к такой бумаге указывается конкретный список документации, о которой поговорим позже.

Первым требованием к соискателю становятся доказательства законного приобретения или аренды промышленной площади или строения. Кроме того, проверяющее ведомство настаивает и на сборе бумаг о происхождении и характеристиках оборудования, установленного на фирме. Руководитель обязан укомплектовать персонал нужными для обеспечения безопасности производства сотрудниками.

Внимание! Претендент на получение лицензии декларирует соблюдение защиты промышленного сооружения и создает соответствующие условия в организации.

Тут требуется планирование адекватной реакции на возникновение аварийной ситуации и разработка схемы регулярного контроля эксплуатации объекта. Кроме того, руководитель фирмы аттестуется и заключает контракт на сотрудничество со спасательной службой. Альтернатива – создание собственного подразделения быстрого реагирования.

Еще одно правило, которого требует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных промышленных предприятий, касается финансовой подготовки. Тут речь идет о создании специального фонда ликвидации внештатных ситуаций или аварий. Уже после получения допуска руководитель заключает договор о страховании социальной ответственности.

Оформление

Перейдем к техническим вопросам получения разрешений. Краткий алгоритм действий будущего лицензиата выглядит так:

  • обустройство компании в соответствии с требованиями закона;
  • прохождение аттестации;
  • заключение нужных соглашений со сторонними ведомствами;
  • подготовка бумаг и составление заявки;
  • подача запроса ЛО.

Если указанные этапы соискатель проходит без проблем, Ростехнадзор выносит решение о выдаче допуска. Однако выявление лицензирующим ведомством несоответствия числа бумаг или несоблюдения соискателем условий предполагает возврат пакета.

Бюрократические проблемы

Остановимся подробнее на пакете документации, которая представляется лицензирующему органу. В таких обстоятельствах бумагой, на основании которой выдается разрешение, становится утвержденный законодательством бланк заявления. Однако сюда требуется прикрепить такой список документации:

  • доказательство законности приобретения или аренды площади для выполнения работ;
  • выводы экспертов о допустимости функционирования объекта в рассматриваемой области работ;
  • подтверждение соответствия условий на предприятии и оборудования требованиям к заявителю на получение таких допусков;
  • положение о создании системы контроля безопасности работ;
  • бумаги о регулярной проверке и защите при использовании производственных мощностей;
  • документация о схемах и порядке ликвидации аварий;
  • доказательство подготовки достаточного числа экономических ресурсов для остановки внештатных ситуаций;
  • аттестат подтверждения квалификации руководителя;
  • декларации промышленной защиты.

Человек, претендующий на регистрацию допуска, добавляет к указанному пакету документацию о заключении контрактов на взаимодействие со службами быстрого реагирования и бумаги о страховании социальной ответственности предприятия.

Еще одним важным моментом тут считается уплата взноса в пользу государства. Квитанция о переводе этих средств тоже прикрепляется к запросу. Точный перечень нужных бумаг указан в пункте 7 Постановления №492. Отсутствие одного из подобных документов – повод для отклонения заявки.

О повторном прохождении процедуры

Теперь выясним нюансы переоформления лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов.

Поскольку действие разрешения не ограничивается, стандартные ситуации не предполагают подобных действий.

Однако изменение места либо вида проведения работ нуждаются в повторении уже пройденного этапа.

Кроме того, в обновлении допуска нуждаются компании, получавшие лицензии старого образца.

Заявление на переоформление лицензии на ОПО подается соответствующему подразделению ведомства.

Сюда же прикрепляется указанные выше пакет документации с включением списка новых видов занятости или юридического адреса объекта.

Санкции

Если занятость фирмы предусматривает оформление рассматриваемого разрешения, пренебрегать этой нормой нельзя.

Работы в области повышенной угрозы предполагают регулярный контроль государством таких предприятий.

Соответственно, нелегально действующей организации тут грозят штрафы.В этом случае градация финансового наказания определяется типом нарушения и статусом ответственного лица.

Для граждан тут установлены санкции в 2 000–5 000 рублей, а должностным лицам грозят выплаты уже в 20 000–50 000.

Что касается компаний, в подобных обстоятельствах размер штрафа варьируется в пределах 200 000–1 000 000 рублей.

Дополнительной мерой тут становится дисквалификация директора до двух лет либо запрет на работу предприятия на 3 месяца.

Внимание! Государство не исключает и проведение планового аудита работы лицензиатов.

В таких обстоятельствах обнаружение несоответствия условий организации установленным требованиям чревато приостановкой либо конфискацией разрешения. Аннулировать лицензию контролирующему ведомству удастся в порядке судебного разбирательства. Однако выявленные нарушения влекут наложение финансовых санкций.

Здесь размер штрафа регулируется ст. 19.1 КоАП, а суммы взыскания соответствуют указанным выше цифрам. Причем при нарушении условий законов ИП, тут предусмотрена административная ответственность виновного лица наравне с санкциями для организаций. Предотвратить негативные последствия аннулирования допуска удастся лишь при соблюдении установленных требований.

Заключение

Учитывая сложности новичков в бизнесе со сбором документации и решением бюрократических моментов, юристы рекомендуют таким людям обращение за специализированной помощью. Такой подход увеличивает стоимость оформления разрешений, но экономит время и гарантирует положительный для соискателя результат.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *