Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

Если механик или любое другое ответственное лицо не проследили за тем, чтобы ремонт транспортного средства (ТС) или его допуск к эксплуатации были выполнены надлежащим образом, и в нем остались технические неполадки, что, в свою очередь, повлекло гибель людей или причинение им серьезных увечий, такие деяния квалифицируются согласно составу преступления по ст. 266 УК РФ. Здесь мы разберем особенности нарушения с точки зрения уголовного права.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если РІС‹ хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь РІ форму онлайн-консультанта слева или звоните РїРѕ телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Суть ст. 266 УК РФ с комментариями

Статья содержит перечень наказаний за недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями лицом, которое было ответственно за их состояние, если результатом подобных деяний стало причинение серьезного вреда здоровью человека.

В ч. 2 и ч. 3 этой статьи указаны меры ответственности за те же преступления, но в случаях, когда они повлекли за собой смерть одного или нескольких человек соответственно.

Справка. Под недоброкачественным ремонтом понимается частичное исправление дефектов ТС, транспортного оборудования или путей сообщения. В этом случае ответственность по статье несет лицо, которое занималось ремонтом транспорта.

Недоброкачественным ремонтом признаются следующие виды работ:

  • опасные для эксплуатации дефекты РЅРµ были ликвидированы;
  • установка РЅРѕРІРѕРіРѕ, РЅРѕ некачественного оборудования или запасных частей.

Отремонтированные ТС должны отвечать определенным стандартам, правилам и руководствам по их технической эксплуатации. Это проверяют уже другие должностные лица, отвечающие за проверку транспорта перед его отправкой.

Выпуск в эксплуатацию – это разрешение ответственного лица на использование ТС, которое имеет какие-либо технические неполадки. Основные правила по допуску к эксплуатации ТС перечислены в соответствующих кодексах: ПДД, Воздушном кодексе РФ и т. д. Наказание уже несет то лицо, которое по работе отвечает за техническое состояние ТС.

Между некачественным ремонтом и выпуском в эксплуатацию существует прямая связь, так как при этом вред наносится не самим водителем транспорта, а тем лицом, которое отвечало за его ремонт.

Общественная опасность деяния заключается в том, что преступники посягают на безопасность функционирования ТС, что, в свою очередь, может повлечь гибель многих людей или нанесение им тяжких телесных повреждений.

Состав преступления – условия наступления ответственности

Предметами посягательства выступают:

  • РўРЎ (подразумеваются любые РІРёРґС‹ – РѕС‚ самолета РґРѕ автомобилей);
  • пути сообщения (рельсы, взлетно-посадочные полосы, каналы Рё С‚. Рґ.);
  • транспортное оборудование (любые устройства, предназначенные обеспечить нормальную работу РўРЎ – семафоры, маяки, шлагбаумы Рё РїСЂ.)

Объективная сторона характеризуется следующими факторами:

  • некачественный ремонт РўРЎ Рё РёС… выпуск РІ эксплуатацию СЃ техническими неполадками;
  • нанесение серьезного ущерба Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ человека или его смерть;
  • наличие причинно-следственной СЃРІСЏР·Рё между этими РґРІСѓРјСЏ происшествиями.

Она проявляется как в форме действия (например, лицо не стало заменять поврежденную деталь транспорта, понадеявшись, что она еще выдержит какое-то время) или бездействия (когда гражданин по небрежности не заметил какой-либо технической неполадки в ТС).

Субъективная сторона – это форма вины в виде неосторожности. В этом случае речь идет о легкомыслии или небрежности со стороны лица, отвечающего за ремонт ТС. Если гражданин совершает подобное деяние умышленно, то оно квалифицируется уже по другим статьям УК РФ (против жизни людей или объектов собственности).

Правонарушение считается оконченным тогда, когда указанные в статье 266 УК РФ последствия (причинение тяжкого ущерба здоровью человека или гибель людей) уже наступили.

Описанные правонарушения в ч. 1 ст. 266 УК РФ относятся к категории преступлений небольшой тяжести, а в чч.2 и 3 этой статьи – к средней тяжести.

Читайте также:

Субъекты и объекты преступлений – кто и за что несет ответственность

Объекты преступления – безопасность эксплуатации ТС и их нормальное функционирование, перечисленные в ст. 263 и ст. 264 УК РФ. В этой статье выделяются два вида посягательства на этот объект: некачественный ремонт и выпуск его в эксплуатацию с техническими неполадками.

Оба происшествия взаимосвязаны, так как они предполагают использование ТС, которые не должны эксплуатироваться, что, в свою очередь, может повлечь нанесение тяжких телесных повреждений людям или их массовую гибель.

Дополнительными объектами выступают здоровье и жизни граждан, а факультативным – чужие объекты собственности.

Определение субъекта правонарушения зависит от характера объективной стороны. Он бывает как общим, так и специфическим.

В первом случае это вменяемый гражданин, достигший 16 лет, который выполняет ремонт ТС после того, как другое должностное лицо уже проверило его и не обнаружило технических неполадок.

Во втором случае это человек, который отвечает за допуск ТС к эксплуатации после всех проверок либо предоставляющий свой личный транспорт для эксплуатации другим гражданам. Это могут быть ИП, у которых есть соответствующая лицензия, либо работники транспортных или ремонтных организаций.

Справка. Если ТС находилось в собственности у компании, то ответственность накладывается на ее руководителей и прочих должностных лиц. Те, кому был предоставлен транспорт во временное использование, уже не отвечают за его техническое состояние.

Как доказывается правонарушение

К особенностям доказывания этого преступления относится в первую очередь установление причинно-следственной связи между некачественным ремонтом ТС или его допуском к эксплуатации и непосредственно причинением тяжкого вреда здоровью или гибелью людей.

Ведь преступные последствия наступают не напрямую вследствие действий отвечающих за ремонт лиц, но по причине эксплуатации ТС другими гражданами.

Поэтому при квалификации деяния по ст. 266 УК РФ тщательно проверяется техническое состояние транспорта, какие неполадки у него были, а также устанавливается, кто выполнял ремонт и кто отвечал за выпуск ТС с серьезными поломками.

Иногда сделать это крайне сложно ввиду почти полного разрушения транспорта. Например, как в случае авиакатастроф, когда анализ данных и причин аварии занимает от года до 2-3 лет.

Внимание! Основные методы доказательств: проведение судебно-технической экспертизы ТС и допрос всех должностных лиц, которые были причастны к ремонту транспорта.

Если не было доказано, что авария ТС произошла именно по причине некачественного ремонта или его допуска к эксплуатации с явными поломками, то такое деяние квалифицируется уже по другим статьям УК РФ или КоАП РФ.

Допустим, и сам собственник ТС, и водители знали заранее об имеющихся неполадках, но по преступной небрежности не стали ими заниматься. Тогда их действия квалифицируются по ст. 264 УК РФ.

Квалификационные признаки преступления по статье

Основные признаки, по которым правонарушение квалифицируют по ст. 266 УК РФ:

  1. Причинение лицам тяжких телесных повреждений. После происшествия проводится их медицинский осмотр, затем выносится заключение врача о состоянии их здоровья. Такие справки приобщаются к материалам дела.
  2. Смерть одного или более двух граждан. Судмедэксперт осматривает трупы и также выносит свое экспертное заключение о причинах их гибели.

Меры ответственности за преступления по статье 266 УК РФ

Если правонарушение квалифицировано по ч. 1 ст. 266 УК РФ, то избираются следующие типы наказаний:

  • штраф СЃСѓРјРјРѕР№ РѕС‚ 100 РґРѕ 300 000 СЂСѓР±. или Р·/Рї Р·Р° 1-2 РіРѕРґР°;
  • ограничение передвижений лица РЅР° 3 РіРѕРґР°;
  • принудительные работы РЅР° 2 РіРѕРґР° СЃ наложением запрета РЅР° право осуществления деятельности РІ области ремонта РўРЎ или РёС… РґРѕРїСѓСЃРєР° Рє эксплуатации РЅР° 3 РіРѕРґР° (последняя санкция факультативна);
  • заключение РІ тюрьму РЅР° 2 РіРѕРґР° СЃ использованием вышеуказанной санкции (применяется РїРѕ усмотрению СЃСѓРґСЊРё);
  • арест РЅР° полгода.

Допустим, результатом правонарушения стала смерть одного человека. Тогда преступника приговорят к принудительным работам на 5 лет или заключению в колонию на тот же срок.

Если произошла гибель более двух лиц, к правонарушителю применяют вышеназванные меры ответственности, но период заключения в тюрьму увеличивается до 7 лет.

Конкретное наказание избирается судьей после рассмотрения всех обстоятельств произошедшего.

Заключение

Если по небрежности механики или прочие должностные лица не заметили технических неполадок ТС и допустили его до эксплуатации и эти действия привели к гибели людей или причинению их здоровью серьезного ущерба, то такие деяния квалифицируются по ст. 266 УК РФ. Наказаниями за них становятся штрафы, принудительные работы, заключение в тюрьму или арест. Выбор конкретной меры входит в функции суда, рассматривающего дело. На него влияют все обстоятельства происшествия.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните РїСЂСЏРјРѕ сейчас:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *