Нужна ли лицензия на квадрокоптер в России

Еще несколько лет назад дроны можно было увидеть разве что в фантастических фильмах, но сейчас беспилотники являются частью нашей реальности. И если поначалу общество воспринимало коптеры, как очередную новомодную игрушку на пульте управления, то со временем многих стала напрягать возможность квадрокоптеров производить съемку с высоты.

Однако настоящую проблему создали чиновники самим любителям полетать – поскольку не подпадающие ни под один федеральный закон объекты не могли долго оставаться таковыми, правительство взялось за активную разработку законодательных актов, направленных на учет и контроль над дронами. В связи с этим люди, желающие приобрести беспилотник для развлечений, озадачились вопросом, нужна ли лицензия на квадрокоптер в России?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Квадрокоптеры и их виды

Квадрокоптером является беспилотный летательный аппарат (БПЛА) с четырьмя винтами, управляемый на расстоянии при помощи пульта.

Четырьмя пропеллерами, к слову, коптеры не ограничены – встречаются модели как с тремя винтами, так и с шестью и более. С семантической точки зрения называть такие дроны квадрокоптерами неправомерно, но в современной языковой практике для всех типов летательных аппаратов устоялось именно это название.

Сейчас существует огромное множество коптеров на любой вкус и кошелек. Чтобы выяснить, какую правовую нишу они занимают, необходимо разобраться, как именно можно классифицировать беспилотники.

Для новичков в любой сфере наиболее актуальным в первую очередь является деление, исходя из ценового ряда. Квадрокоптеры бывают бюджетными (с минимальным набором функций), средней стоимости – для фанатов дистанционных полетов и любителей недешевых продвинутых игрушек – и, наконец, дорогие модели, используемые в основном, компаниями, связывающими свою деятельность со съемками. Это касается как фирм, предоставляющих услуги фото- и видеосъемки, так и телекомпаний. Такие типы коптеров способны поднимать в воздух крупную аппаратуру с высоким разрешением.

В зависимости от опыта обращения с дронами, покупателей интересует, смогут ли они сразу приступить к полетам, или беспилотник нужно будет доукомплектовывать. По этому параметру квадрокоптеры делятся на три вида:

  1. RTF («Ready to fly» – «готов к полету»). Приобретая коптер с такой маркировкой, пользователь может сразу запускать покупку в воздух. Докупить нужно разве что батарейки для пульта управления, которые в комплект обычно не входят.
  2. ATF («Almost ready to fly» — «почти готов к полету»). Фактически представляют собой набор для сборки. В комплекте детали и инструкция. Многие дополняющие – контроллеры, двигатели и т.п. – приобретаются отдельно. Такие коптеры интересны любителям сборных моделей, уже знающих толк в дронах. Новичкам справиться со сборкой может быть довольно непросто.
  3. BNF («Bind and fly» — «привяжи и лети»). Маркировка предполагает, что собирать ничего не надо. Однако квадрокоптер продается без пульта и аппаратуры. Все надо покупать дополнительно и самостоятельно подключать к БПЛА. Эти модели также не рекомендуются новичкам (за исключением тех, кто что-то смыслит в радиотехнике).

Помимо представленных классификаций, дроны подразделяются по:

  • массе: как самого аппарата, так и взлетной, т.е. совокупной с максимальным грузом, который они способны поднять в воздух;
  • назначению: любительские, профессиональные;
  • фирме-производителю: безусловным фаворитом здесь считается DJI;
  • типу движка: коллекторные и бесколлеткорные;
  • скорости: существует отдельный тип коптеров, «racing drone» — «гоночный дрон».

При выборе квадрокоптера, покупатель ориентируется как на финансовые возможности, так и на цели, для чего приобретается беспилотник.

Почему необходимо лицензировать квадрокоптеры

Популяризация дронов-беспилотников привела к тому, что в какой-то момент их стало действительно много. Квадрокоптеры перестали вызывать удивленные возгласы прогуливающихся в парках, центральных площадях и иных местах отдыха.

Постепенно, как это бывает со всеми нововведениями, в прокуратуры и различные инстанции стали поступать жалобы от обывателей: к кому-то дрон заглянул в окно, кого-то сняли на лавочке в сквере, не испросив согласия, а кому-то и вовсе квадрокоптер рухнул на голову.

Поскольку не существовало никакого закона, регламентировавшего запуски, суды не могли определить правовой статус ни самих БПЛА, ни владельцев, ими управлявших. Законодательство подошло к тому, что потребовался механизм, регулирующий полеты квадрокоптеров.

Лицензирование квадрокоптеров и правовой статус их владельцев

На сегодняшний день в законе до сих пор нет четкого регулирования обращения с дронами, поэтому все юридические ситуации оцениваются, основываясь на отдельных статьях различных кодексов. Ключевыми законодательными актами, на которые следует опираться, являются:

  • Воздушный кодекс РФ;
  • КоАП;
  • Уголовный кодекс РФ;
  • Различные федеральные правила нахождения в воздушном пространстве над территорией РФ.

Эти законы не регламентируют порядок управления квадрокоптерами – наоборот, сами беспилотники подгоняются под перечисленные нормы.

Гораздо действеннее в этом смысле принятие территориальными органами самоуправления специальных положений, регулирующих полеты над конкретными городами и населенными пунктами.

Чтобы понимать, в каком состоянии находится юридическое положение дронов, разберемся, что говорится о них в законодательных актах.

И здесь нам придется опираться на Воздушный кодекс, как на единственный закон, касающийся всех находящихся в воздухе объектов.

Статья 32 (пункт 5) говорит о том, что любые коптеры, дроны и даже авиационные модели – беспилотные воздушные суда, а управляющие ими дистанционно люди являются «внешними пилотами».

Ст. 36 вносит дополнение для владельцев тяжелых квадрокоптеров, чья взлетная масса превышает 30 кг. Такие внешние пилоты обязательно должны получить сертификат летной годности для управления аппаратом. В противном случае подниматься в воздух им запрещено.

Еще ранее, чем были внесены поправки в Воздушный кодекс, определение БПЛА было дано Правительством РФ (Постановление № 138 от 11.03.2010): «Беспилотник – любой аппарат, управление которым производит оператор с земли или оно налажено автоматически».

Фактически, по состоянию на март 2018, ситуация с лицензированием квадрокоптеров следующая: в России действует закон об обязательной регистрации дронов в диапазоне веса от 0,25 кг до 30 кг. Об этом говорят поправки, внесенные 3 июня 2016 Федеральным законом 291-ФЗ в 33 статью Воздушного кодекса РФ. А значит, под оформление подпадают практически все популярные модели БПЛА, кроме самых крошечных нанокоптеров.

Однако по факту многие любители беспилотников не прочь зарегистрировать свой аппарат. Вот только сделать это на сегодняшний день не так-то просто. В нашем законодательстве, при наличии с лета 2017 года закона об обязательном лицензировании дронов, отсутствует и до сих пор не разработано положение, которое регламентировало бы порядок регистрации.

Проекты регистрации

Уже известно, что учет всех беспилотных аппаратов будет находиться в ведении Росавиации. Но регламента нет, и регистрация до сих пор не производится.

И все же сам факт того, что регистрировать коптеры поручено тому же ведомству, что ведет учет самолетов, вызвало волну негодования среди рядовых владельцев дронов, воспринимающих запуски своих аппаратов не более, как развлечение.

На данный момент нормативный акт о порядке регистрации квадрокоптеров находится на рассмотрении. Речь идет о Постановлении Правительства РФ «Об утверждении порядка учета гражданских беспилотных воздушных судов…».

Согласно этому проекту, обязательной регистрации по всем правилам по-прежнему будут подлежать лишь дроны со взлетной массой от 30 килограмм. Все прочие аппараты от 250 грамм должны лишь стоять на учете и оформляться по куда более упрощенной схеме.

Данный законодательный акт находится в стадии проекта, поэтому при его вступлении в силу возможны некие корректировки. Но его обнародование внесет ясность в правовое положение владельцев дронов и даст им четкий алгоритм к действию по регистрации, отсутствующий на данный момент.

Обеспечение регистрации планируется возложить на ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Эта организация разработала специальные RFID-метки, которые будут устанавливаться на дроны и считываться специальным устройством. Дальность распознавания – до 300 метров.

Радиометки находятся в стадии тестирования. Если они будут представлены, произойдет это не раньше апреля 2018, однако Минтранс эту информацию не подтверждает. Согласно проекту, стоимость установки метки составит для заявителя чуть меньше пятиста рублей.

Важно: на данный момент (начало 2018 года) «ЗащитаИнфоТранс» никакую регистрацию не производит.

Порядок добровольной регистрации

И тем не менее, в нашей стране уже есть порядок регистрации квадрокоптеров. Существует он на добровольных началах и производится электронно Системой учета воздушных судов. Иными словами, каждый желающий может инициировать регистрацию своего коптера.

Порядок учета предельно подробно описан на сайте. Для этого системе необходимо предоставить подробную информацию об основных параметрах квадрокоптера и личные данные заявителя.

Учетный номер будет сформирован автоматически и доведен до сведения владельца аппарата.

После получения его необходимо нанести на корпус коптера несмываемым маркером или любым другим способом, обеспечивающим его сохранность.

Процедура гораздо проще радиочастотных меток и является, по сути, адаптированной калькой системы учета, принятой в США.

На территории Штатов владелец дрона, оплатив взнос в 5 долларов, по электронной почте уведомляет регистрирующий орган и в ответном письме получает идентификационный номер, который также вручную наносится на корпус квадрокоптера.

Разница в том, что номер присваивается не аппарату, а заявителю. То есть, гражданин США может иметь в своем распоряжении несколько беспилотников, на каждый из которых нанесен один и тот же номер, идентифицирующий их владельца.

Вполне возможно, что при окончательном введении обязательной регистрации беспилотников за основу примут алгоритм именно этой системы.

Разрешение на полеты

Многие любители полетать вздохнули с облегчением, узнав, что регистрировать свои БПЛА им не требуется, и вернулись в парки. Однако здесь есть существенный нюанс.

Обратите внимание: регистрационный учет квадрокоптеров и разрешение на полеты – не одно и то же.

То есть, пока что граждане имеют право никак не оформлять дроны, но для полетов над воздушным пространством населенных пунктов они обязаны получать специальные разрешения (согласно тому же Постановлению Правительства №138 от 11.03.2010).

Процедура эта довольно сложная, и в небольших городах и селах владельцы ограничиваются получением разрешительной бумаги в органах местного самоуправления.

Однако для законопослушных граждан, желающих проводить запуски квадрокоптеров по всем правилам, существует следующий алгоритм:

  1. Не менее чем за 10 дней до предполагаемого полета необходимо обратиться в ФСБ для получения разрешения. Запрос подается в канцелярию территориального отделения. Кстати, разрешение от ФСБ никак не регламентировано законом, но практика показывает, что его лучше получить.
  2. Также понадобится аналогичное разрешение от местного органа исполкома. Оно выдается быстрее – заявку можно подать за 5 дней до запуска.
  3. После подачи заявок надо заполнить Представление на установление т.н. «Временного режима» (Приказ Минтранса № 171 от 27 июня 2011).
  4. Следом полет согласовывается в местном аэропорту у начальника диспетчерской службы. Необходимо предъявить ему разрешения от обоих ведомств и копию Представления, в которое потом будет вписано имя согласовавшего запуск дрона должностного лица и его контактный номер.
  5. Далее понадобится направить по факсу в Главный центр Единой системы организации воздушного движения (сокращенно ГЦ ЕС ОрВД) заполненное Представление. На следующий день от центра организации будет получено одобрение и номер временного режима.
  6. За сутки до запуска надо обратиться в Зональный центр (ЗЦ ЕС ОрВД, списки смотреть здесь). По факсу или e-mail нужно отправить им Представленный план полета, после чего по связи с представителем центра убедиться в получении им плана.
  7. В сам день запуска за два часа надо запросить разрешение на полет в Районном центре (РЦ ЕС ОрВД). На этот момент диспетчеры уже будут обладать информацией из Главного и Зонального центров. Диспетчеру Районного центра нужно будет назвать свой позывной и номер временного режима.
  8. При каждом взлете и посадке, а также о маршруте необходимо сообщать диспетчеру. После окончания полетов необходимо уведомить не только диспетчеров Районного центра, но и сообщить в ГЦ ЕС ОрВД о снятии временного режима.

При отсутствии единого порядка запуска квадрокоптеров, владельцы дронов, следующие букве закона, вынуждены пользоваться той же системой, что используют в малой авиации.

Процедура чересчур сложна, поэтому ею в абсолютном большинстве случаев пренебрегают – для частных запусков забавы ради никто не будет обращаться в ФСБ и проходить двухнедельную бюрократическую волокиту.

Исключением здесь являются организации, чья деятельность неотрывно связана с запуском дронов для проведения дорогостоящих профессиональных съемок. Эти фирмы во избежание крупных штрафов стараются проводить полеты в строгом соответствии с имеющимся регламентом и оформляют разрешение на полет на квадрокоптере.

Полеты над территорией Москвы

Не секрет, что воздушное пространство столицы внутри МКАД полностью закрыто от полетов – запуски дронов здесь строго запрещены Правительством Москвы (согласно Приказу Министерства Транспорта № 48 от 9 марта 2016). Это требование необходимо для соблюдения мер безопасности.

Здесь есть свои исключения. Беспилотники могут подниматься в зону воздушного пространства Москвы в следующих случаях:

  • если происходят оперативные действия в государственных интересах;
  • если инициируются спасательные работы, требующие вмешательства дронов;
  • для помощи службе МЧС частными лицами – владельцами дронов.

Для запуска квадрокоптеров вне запретных зон необходимо получить разрешение согласно приведенному выше порядку.

Основные правила полетов

Для обеспечения безопасности запуска квадрокоптера владельцу необходимо соблюдать ряд простых правил:

  • не приближаться к скоплениям людей и сооружениям; держаться от них на расстоянии 50 метров и дальше;
  • держать дрон в пределах видимости;
  • не запускать аппарат вблизи аэродромов, аэропортов, взлетных площадок и различных охраняемых объектов; не приближаться к самолетам и вертолетам, а также к другим дронам;
  • строго следить за исправностью беспилотника;
  • не подниматься выше 150 метров над землей;
  • не выполнять опасные маневры.

Соблюдение данных правил позволит избежать чрезвычайных ситуаций, угрозы пролетающим воздушным судам и травматизма для окружающих

Ответственность за использование квадрокоптера без лицензии

На сегодняшний день владельцам незарегистрированных коптеров со взлетной массой до 30 килограмм ничего не грозит.

Однако за полеты в запретных зонах или в черте населенных пунктов без разрешения можно нарваться на штрафные санкции.

При отсутствии состава уголовного преступления 11.4 статья КоАП предусматривает штраф для владельцев квадрокоптеров от 3 до 5 тысяч рублей.

В случае если несанкционированный запуск производился организацией, штраф может достигнуть полумиллиона рублей, а должностному лицу придется заплатить до 50 000 рублей.

Именно такие строгие меры толкают юридических лиц оформлять разрешение на полет по всем правилам.

Заключение

На сегодняшний день закон, регламентирующий лицензирование квадрокоптеров, не разработан в полной мере. Владельцы БПЛА имеют право самостоятельно зарегистрировать свой дрон через специальный интернет-сервис, но законодательство пока не обязывает это делать. Однако все полеты в черте населенных пунктов обязательно должны быть согласованы с профильными ведомствами.

Во избежание несчастных случаев и инцидентов владельцам дронов необходимо строго соблюдать правила нахождения в воздухе и управлять квадрокоптером со всей аккуратностью. Только ответственное отношение к этой, казалось бы, «забаве» поспособствует безопасности как самого внешнего пилота, так и окружающих.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *