Определение и примеры публичной оферты согласно ГК РФ: объясняем простыми словами

Определение и примеры публичной оферты согласно ГК РФ: объясняем простыми словами

Словосочетание «публичная оферта» знакомо практически каждому человека по информационным рекламным сообщениям и акциям торговых сетей. В представленном материале простыми словами объясняется, что является публичной офертой, и какие права и обязанности она порождает для участников правоотношения.

Определение оферты

Законодательство подразумевает под офертой предложение заключить договор купли-продажи или оказания услуг на определенных условиях, изложенных в содержании. Оферта может быть адресована конкретным лицам, либо неопределенному кругу субъектов.

Публичная оферта включает в себя не только предложение приобрести товар, заказать услугу, но и обязанность заключить договор с каждым лицом, которое обратится к инициатору.

Характеризуется следующими особенностями:

  • оферта включает в себя однозначно выраженное согласие инициатора заключить договор с любым обратившимся к нему субъектом;
  • в содержании должны содержаться все существенные условия будущего договора, при этом их изменение не допускается по одностороннему решению инициатора;
  • договор будет заключен с каждым обратившимся лицом без каких-либо преимуществ или ограничений (если заключение будущего договора будет предусматривать скидки, льготы для определенных категорий клиентов, они должны быть явно выражены в содержании и не носить персонального характера).
  • демонстрация продукции на витринах и прилавках магазина с указанием стоимости за единицу изделия;
  • предложение готовых блюд в меню ресторана с указанием стоимости за порцию или единицу веса (в этом случае заведение общественного питания обязано предоставить предложенное блюдо любому посетителю без изменения цены и заявленных характеристик).

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как
решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (800) 500-27-29 доб 882

Это быстро и бесплатно!

Публичная оферта – эффективный способ реализации товаров и предоставления услуг, когда сообщение об условиях сделки доводится до сведения неограниченного круга лиц.

Особенности договора

При размещении публичного предложения о заключении договоров продавец или исполнитель услуг имеют возможность прямо/косвенно ограничить круг потенциальных покупателей. Это может быть вызвано объективными причинами (например, прямыми требованиями закона), особенностями деятельности продавца.

К числу ограничений можно отнести:

  1. установление предельных сроков действия – если оферта содержит указание на крайний срок для обращения потенциальных клиентов, по истечении оговоренной даты предложение утрачивает силу;
  2. ограничение возрастных характеристик покупателей (например, реклама алкогольной продукции должна содержать указание на запрет ее приобретения лицами, не достигшими возраста 18 лет);
  3. включение оговорки, что фактически приобретаемый товар может несущественно отличаться отдельными характеристиками (например, цветом).

Односторонний отказ от заключения договора купли-продажи (оказания услуг) со стороны инициатора не допускается. Если зафиксирован отказ со стороны продавца, потенциальный покупатель имеет право обратиться в службу Роспотребнадзора с жалобой о защите прав потребителя.

Аналогичное право возникает у покупателя, если фактически предложенный товар существенно отличается от условий оферты:

  • по основным характеристикам, определяющим ценность и полезность товара (например, вместо телевизора нового поколения с анонсированными технологическими новшествами, за ту же цену предлагается устаревшая модель);
  • по ценовым показателям – покупатель имеет право приобрести товар за цену, не превышающую условия оферты;
  • по условиям гарантии или качества изделия, не совпадающим с предложением.

Если доводы жалобы потребителя подтверждаются, инициатор договора будет обязан заключить договор на условиях первоначального предложения, а также выплатить штрафные санкции.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как
решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (800) 500-27-29 доб 882

Это быстро и бесплатно!

Таким образом, если в публично демонстрируемом рекламном ролике, информационном сообщении, печатном издании предложено приобрести товар на строго определенных условиях без оговорки «не является публичной офертой» – каждый потребитель имеет право требовать заключения договора купли-продажи без изменения существенных условий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *