Ответственность за нарушение правил перевозки пассажиров в автобусах
Перевозка пассажиров — очень ответственное мероприятие. Руководители фирмы, должностные лица, водители, несут ответственность за пассажиров. Поэтому, прежде чем приступить к данной деятельности, необходимо изучить правила перевозки пассажиров в автобусах.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если РІС‹ хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь РІ форму онлайн-консультанта слева или звоните РїРѕ телефону
+7 (499) 450-39-61
Рто быстро Рё бесплатно !
Законодательство
Работа автобусов по перевозке пассажиров регламентируется огромным количеством нормативно-правовых актов. Основными являются:
- ФЗ “О безопасности дорожного движения” — определяет общие требования к водителю, общие права и обязанности всех участников дорожного движения.
- ФЗ № 220 от 13.07.2015, регламентирующий регулярные перевозки.
Постановление Правительства № 1090 от 23.10.1993. Данный документ утверждает не только Правила дорожного движения, но и такой важный документ как Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации.
Рти документы определяют фундаментальные РѕСЃРЅРѕРІС‹, которые необходимо знать каждому участнику движения, РІ том числе водителю Рё пассажирам автобуса.
«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» – этот документ является Федеральным законом, он устанавливает общие правила, которым необходимо следовать организаторам перевозки пассажиров.
Правила перевозки, утвержденные Постановлением Правительства № 112 от 14.02.2009. В соответствии с названием документ детализирует некоторые нормы, которым необходимо следовать перевозчикам.
Правила перевозки детей, утвержденные Постановлением Правительства № 1177 от 17.12.2013, регламентирующие подробно требования к документам, к водителям, транспортным средствам и общие нормативы для данной категории пассажиров.
Приказ Минтранса №7 от 15.01.2014, утверждает правила осуществления перевозок, чтобы они соответствовали критериям безопасности.
Ряд документов, которые будут упоминаться дальше в тексте, устанавливающие отдельные правила по прохождению водителями освидетельствования, инструктажа, устанавливающего порядок прохождения медицинских осмотров, получение лицензии и т.д.
Виды перевозок
Классификация перевозок происходит в зависимости от дальности пунктов назначения и категории пассажиров.
В первую группу относят такие виды перевозок, как:
- городское сообщение, когда автобусы курсируют внутри населенного пункта;
- пригородные. По правилам ст. 4 ФЗ № 259 от 08.11.2007 к данной категории относятся автобусы, курсирующие между населенными пунктами, расположенные не далее 50 км друг от друга;
- междугородние. Расстояние в данном случае между пунктами превышает показатель в 50 км.;
- международные. Особенностью данного сообщение является пересечение границы РФ, в том числе и проезд по России транзитом.
В зависимости от организации перевозок, их делят на:
- регулярные. То есть, те, которые осуществляются постоянно по заранее установленному маршруту, в определенное время, согласованные с органами местной власти, предназначенные для перевозки любого пассажира, оплатившего проезд;
- заказные. Данный вид представляет собой перевозку установленной группы пассажиров на основании договора, заключенного с их представителем;
- перевозка легковым такси. У данного вида есть ряд особенностей, установленных ФЗ № 69 от 21.04.2011.
Выделяют РІ отдельную РіСЂСѓРїРїСѓ перевозки детей. Рто связано СЃ наличием большого количества требований Рё отдельных правил, предусмотренных для передвижения РіСЂСѓРїРї данной категории.
Требования к водителю
Как и любой водитель, садящийся за руль ТС, водитель автобуса должен иметь удостоверение, полученное при выполнении условий, установленных в ст. 26 ФЗ “О безопасности дорожного движения”.
РўРѕ есть, достигнуть возраста 21 РіРѕРґ, пройти подготовку, иметь РЅР° руках медицинское заключение Рѕ возможности получения документа. Рто удостоверение должно быть категории D.
Все лица, допускающиеся к управлению ТС, осуществляющего массовые перевозки людей, должны проходить инструктаж, профессиональную подготовку и проверку состояния здоровья.
Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 20 ФЗ “О безопасности дорожного движения”, юридическое лицо или РРџ, которое нанимает водителя, перед тем, как выпустить его РІ рейс обязано проверить состояние его Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ, РІ том числе освидетельствовать его РЅР° наличие РІ РєСЂРѕРІРё алкоголя или психотропных веществ.
Порядок проведения таких мероприятий должен соответствовать требованиям закона, установленным в Приказе Минздрава № 835н от 15.12.2014.
Кроме того, все водители должны проходить медицинские осмотры уже в специальных организациях, по правилам и в сроки, которые определяет Приказ Минздравсоцразвития № 302н от 12.04.2011.
Еще более высокие требования предъявляются Рє водителям автобусов, осуществляющих перевозку детей. РРјРё РјРѕРіСѓС‚ быть только люди, имеющие РЅРµ менее 1 РіРѕРґР° стажа вождения соответствующей категории, РІ этот РіРѕРґ РѕРЅРё РЅРµ должны были совершать административные правонарушения РІ области безопасности РЅР° РґРѕСЂРѕРіРµ, Р·Р° которое РёРј назначались Р±С‹ такие РІРёРґС‹ наказания, как лишение прав или арест.
Критерии соответствия ТС
Любое РўРЎ, выезжающее РЅР° РґРѕСЂРѕРіСѓ должно отвечать требованиям, предъявляемым Основными положениями РїРѕ РґРѕРїСѓСЃРєСѓ РўРЎ Рє эксплуатации. Рто правило относится, естественно, Рё Рє перевозчикам.
Организация или РРџ, выпускающее РўРЎ, обязаны убедиться РІ том, что автобус соответствует критериям, установленном РІ данном документе, провести предрейсовую проверку технического состояния.
Кроме общих правил, существуют особенные, которые устанавливаются для конкретных видов перевозок. Так, например, для межгорода в п. 65 Приказа Минтранса № 7 от 15.01.2014 установлено требование размещать багаж пассажиров в специально отведенных отсеках, или переправлять отдельным транспортом.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства № 1177 от 17.12.2013 осуществлять перевозки детей могут автобусы, которые имеют следующие характеристики:
- не более 10 лет с момента производства;
- соответствуют требованиям (имеют ремни безопасности на каждом сиденье, минимум 2 огнетушителя и 3 аптечки, противооткатные упоры);
- прошел техосмотр, по правилам, утвержденным Постановлением Правительства № 1088 от 05.12.2011;
- в ТС установлен тахограф и спутниковая навигация.
Требование о максимальном сроке эксплуатации автобусов, перевозящих детей, пока не вступило в законную силу. Момент начала действия данного правила неоднократно переносился.
Последние изменения, утвержденные Постановлением Правительства № 1621 от 23.12.2017, устанавливают время вступления их в силу с 1 июля 2018 года.
Автобус, перевозящий детей обязательно должен быть оснащен информационной табличкой “Перевозка детей”. Она представляет собой желтый квадрат с красной каймой, изображающая в центре бегущих детей.
Знак должен быть установлен, как спереди, так и сзади. Причем, для размещения спереди определен минимальный размер стороны значка, как 25 см, а сзади — 45 см.
Перевозить детей ночью нельзя. Рљ ночному периоду относят временной отрезок РѕС‚ 23.00 РґРѕ 6.00. Рсключения составляют ситуации, РєРѕРіРґР° необходимо доставить РёС… РЅР° вокзал\СЃ вокзала, РїСЂРё чрезвычайных ситуациях, РїСЂРё условии, что это будет расстояние РЅРµ более 50 РєРј.
А детей младше 7 лет нельзя перевозить более 4 часов ни в какое время.
Документы
Фирмы Рё РРџ, имеющие или арендующие РўРЎ, занимающиеся регулярными перевозками должны обязательно лицензировать СЃРІРѕСЋ деятельность. Документ соответствия выдает Роспотребнадзор, РїРѕ правилам, определяемым Постановлением Правительства в„– 280 РѕС‚ 02.04.2012.
Обратите внимание, что получать лицензию на перевозку пассажиров по заказу не обязательно. Сейчас ведутся споры о необходимости обязать и таких перевозчиков получать документ соответствия, но пока это не обязательно. Лицензия выдается на 5 лет.
В соответствии со ст. 8 ФЗ № 294 от 26.12.2008 перевозки по заказам имеют право осуществлять фирмы, только при условии наличия подтвержденного уведомления о своей работе.
РљСЂРѕРјРµ того, перевозчики должны быть включены РІ Реестр транспортной инфраструктуры. Рто перечень юридических лиц Рё индивидуальных предпринимателей, которые РїСЂРѕС…РѕРґСЏС‚ проверку РЅР° соответствие самих РўРЎ Рё всех сотрудников требованиям, предъявляемым законодательством Рє перевозчикам.
Как и на любое ТС, на автобус должен быть оформлен полис ОСАГО. В него должен быть обязательно вписан водитель, который находится за рулем в конкретный момент, либо это должна быть страховка на неограниченный круг пользователей.
РљСЂРѕРјРµ того, РЅР° автобусы оформляется полис страхования пассажиров, РІ соответствии СЃ ФЗ в„– 67 РѕС‚ 14.06.2012. Ртот документ подтверждает факт РїРѕРєСѓРїРєРё полиса РЅР° случай причинения вреда жизни, Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ Рё багажу пассажира.
Законом определен достаточно высокий максимальный порог для выплат. При ущербе здоровью — 2 млн, при причинении смерти — 2 млн. 250 тыс., при повреждении или утрате багажа — 23 тыс.
У водителя должны быть права, трудовой договор, путевой лист. Если происходит перевозка групп заказным автобусом, то у водителя должен быть поименный список пассажиров, если перевозятся дети, то в нем должны быть указаны ответственные за поездку.
Р—Р° 10 дней РґРѕ момента осуществления перевозки детей ее организатор должен подать сведения РІ районный отдел Р“РБДД, информирующий его сотрудников Рѕ предстоящем мероприятии.
Если в инспекции будет установлено, что автобусу необходимо сопровождение, то на руки заявителю выдают решение о назначении сопровождающего автомобиля, если, нет, то выдают отказ, который возить с собой нужно обязательно.
Ответственность
Ответственность за нарушение в сфере перевозок пассажиров предусмотрена КоАП. Кодекс предусматривает различные варианты наказания, как для водителей — нарушителей, так и для должностных лиц, уполномоченных выполнять соответствующие функции в фирме и для юридических лиц.
Однако, это не единственный вид ответственности, к которому могут привлекаться нарушители в данной области. За ущерб, причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажиров сверх суммы, предусмотренной полисом страхования ответственности перевозчика, фирмы несут гражданскую ответственность, по правилам ГК РФ.
Если в результате нарушения правил, документов и законов был причинен тяжкий вред здоровью или возникла смерть, то данный вид правонарушений, является преступлением и квалифицируется по УК РФ.
Административная
Водитель, управляющий автобусом, который не прошел техосмотр будет привлечен к административной ответственности в виде штрафа на сумму от 500 до 800 рублей.
А вот фирмам придется заплатить 50 тыс. Если у водителя при себе не будет документов, подтверждающий оформленное право на осуществление деятельности, то размер наказания увеличивается до 5000 рублей, в соответствии с ч. 2.1 ст. 12.3 КоАП.
В кодексе есть отдельная статья, определяющая наказание за неправомерную перевозку пассажиров.
Она определяет меру ответственности за неиспользование ремней безопасности, за несоответствующую правилам организацию перевозки детей, не соответствующую квалификацию водителя и отсутствие необходимых документов.
Водителям придется отдать 3 тыс. рублей, сотрудникам — 25 тыс., а фирмам — 100 тыс. Еще больший штраф, предусмотрен за передвижение автобусов с детьми в ночное время. Водитель, в лучшем случае, может отделаться штрафом в 5000 рублей, нормой предусмотрено также и лишение прав на срок до полугода. Должностные лица заплатят 50 тыс, а юр. фирмы — 200 тыс. рублей.
Ответственность для должностных лиц и фирм за ряд правонарушений в области допуска несоответствующих законодательству транспорта или водителя к работе предусмотрена ст. 12.31—12.32.
Если должностное лицо отправило в рейс неисправное ТС, то его привлекают к административной ответственности в виде штрафа 5000-8000 рублей.
Если эта неисправность представляет собой не соответствующие ГОСТУ световые приборы, установленные спереди, то такие сотрудники заплатят 15-20 тыс. рублей, а фирмы — 50 тыс.
Если сотрудники фирмы, выпустили водителя, который не подходит под требования, предъявляемые законом, то они наказываются штрафом 20 тыс., а юр. фирмы — 100 тыс.
Если на фирме нарушаются правила прохождения водителями осмотра их состояния здоровья, причем, как перед началом пути, так и после его завершения, или правила проверки технического состояния самого ТС, то такое упущение будет наказываться в 30 тыс.
Если не выполняются требования, придерживаться которых необходимо для осуществления безопасных перевозок, то ответственность наступает по ст. 11.15.1 КоАП. Для юридических лиц это штраф до 100 тыс. рублей.
Если фирма будет привлекаться повторно, то платить уже придется 200 тыс., возможно даже приостановление работы на срок до 3 месяцев. А если будет установлено, что данное правонарушение совершено умышленно, то штраф возрастет до 500 тыс. рублей.
Заключение
Правила пассажирских перевозок автобусом зафиксированы в нескольких нормативных актах. В этом состоит сложность по осуществлению данной деятельности.
За нарушение этих правил предусмотрена очень серьезная ответственность, как для водителя, так и для должностных лиц и фирм. Поэтому, прежде чем приступить к этой деятельности, требуется внимательно изучить законодательство РФ.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните РїСЂСЏРјРѕ сейчас: