Ответственность за нарушение правил перевозки пассажиров в автобусах

Перевозка пассажиров — очень ответственное мероприятие. Руководители фирмы, должностные лица, водители, несут ответственность за пассажиров. Поэтому, прежде чем приступить к данной деятельности, необходимо изучить правила перевозки пассажиров в автобусах.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Законодательство

Работа автобусов по перевозке пассажиров регламентируется огромным количеством нормативно-правовых актов. Основными являются:

  1. ФЗ “О безопасности дорожного движения” — определяет общие требования к водителю, общие права и обязанности всех участников дорожного движения.
  2. ФЗ № 220 от 13.07.2015, регламентирующий регулярные перевозки.

Постановление Правительства № 1090 от 23.10.1993. Данный документ утверждает не только Правила дорожного движения, но и такой важный документ как Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации.

Эти документы определяют фундаментальные основы, которые необходимо знать каждому участнику движения, в том числе водителю и пассажирам автобуса.

«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» – этот документ является Федеральным законом, он устанавливает общие правила, которым необходимо следовать организаторам перевозки пассажиров.

Правила перевозки, утвержденные Постановлением Правительства № 112 от 14.02.2009. В соответствии с названием документ детализирует некоторые нормы, которым необходимо следовать перевозчикам.

Правила перевозки детей, утвержденные Постановлением Правительства № 1177 от 17.12.2013, регламентирующие подробно требования к документам, к водителям, транспортным средствам и общие нормативы для данной категории пассажиров.

Приказ Минтранса №7 от 15.01.2014, утверждает правила осуществления перевозок, чтобы они соответствовали критериям безопасности.

Ряд документов, которые будут упоминаться дальше в тексте, устанавливающие отдельные правила по прохождению водителями освидетельствования, инструктажа, устанавливающего порядок прохождения медицинских осмотров, получение лицензии и т.д.

Виды перевозок

Классификация перевозок происходит в зависимости от дальности пунктов назначения и категории пассажиров.

В первую группу относят такие виды перевозок, как:

  • городское сообщение, когда автобусы курсируют внутри населенного пункта;
  • пригородные. По правилам ст. 4 ФЗ № 259 от 08.11.2007 к данной категории относятся автобусы, курсирующие между населенными пунктами, расположенные не далее 50 км друг от друга;
  • междугородние. Расстояние в данном случае между пунктами превышает показатель в 50 км.;
  • международные. Особенностью данного сообщение является пересечение границы РФ, в том числе и проезд по России транзитом.

В зависимости от организации перевозок, их делят на:

  • регулярные. То есть, те, которые осуществляются постоянно по заранее установленному маршруту, в определенное время, согласованные с органами местной власти, предназначенные для перевозки любого пассажира, оплатившего проезд;
  • заказные. Данный вид представляет собой перевозку установленной группы пассажиров на основании договора, заключенного с их представителем;
  • перевозка легковым такси. У данного вида есть ряд особенностей, установленных ФЗ № 69 от 21.04.2011.

Выделяют в отдельную группу перевозки детей. Это связано с наличием большого количества требований и отдельных правил, предусмотренных для передвижения групп данной категории.

Требования к водителю

Как и любой водитель, садящийся за руль ТС, водитель автобуса должен иметь удостоверение, полученное при выполнении условий, установленных в ст. 26 ФЗ “О безопасности дорожного движения”.

То есть, достигнуть возраста 21 год, пройти подготовку, иметь на руках медицинское заключение о возможности получения документа. Это удостоверение должно быть категории D.

Все лица, допускающиеся к управлению ТС, осуществляющего массовые перевозки людей, должны проходить инструктаж, профессиональную подготовку и проверку состояния здоровья.

В соответствии со ст. 20 ФЗ “О безопасности дорожного движения”, юридическое лицо или ИП, которое нанимает водителя, перед тем, как выпустить его в рейс обязано проверить состояние его здоровья, в том числе освидетельствовать его на наличие в крови алкоголя или психотропных веществ.

Порядок проведения таких мероприятий должен соответствовать требованиям закона, установленным в Приказе Минздрава № 835н от 15.12.2014.

Кроме того, все водители должны проходить медицинские осмотры уже в специальных организациях, по правилам и в сроки, которые определяет Приказ Минздравсоцразвития № 302н от 12.04.2011.

Еще более высокие требования предъявляются к водителям автобусов, осуществляющих перевозку детей. Ими могут быть только люди, имеющие не менее 1 года стажа вождения соответствующей категории, в этот год они не должны были совершать административные правонарушения в области безопасности на дороге, за которое им назначались бы такие виды наказания, как лишение прав или арест.

Критерии соответствия ТС

Любое ТС, выезжающее на дорогу должно отвечать требованиям, предъявляемым Основными положениями по допуску ТС к эксплуатации. Это правило относится, естественно, и к перевозчикам.

Организация или ИП, выпускающее ТС, обязаны убедиться в том, что автобус соответствует критериям, установленном в данном документе, провести предрейсовую проверку технического состояния.

Кроме общих правил, существуют особенные, которые устанавливаются для конкретных видов перевозок. Так, например, для межгорода в п. 65 Приказа Минтранса № 7 от 15.01.2014 установлено требование размещать багаж пассажиров в специально отведенных отсеках, или переправлять отдельным транспортом.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства № 1177 от 17.12.2013 осуществлять перевозки детей могут автобусы, которые имеют следующие характеристики:

  • не более 10 лет с момента производства;
  • соответствуют требованиям (имеют ремни безопасности на каждом сиденье, минимум 2 огнетушителя и 3 аптечки, противооткатные упоры);
  • прошел техосмотр, по правилам, утвержденным Постановлением Правительства № 1088 от 05.12.2011;
  • в ТС установлен тахограф и спутниковая навигация.

Требование о максимальном сроке эксплуатации автобусов, перевозящих детей, пока не вступило в законную силу. Момент начала действия данного правила неоднократно переносился.

Последние изменения, утвержденные Постановлением Правительства № 1621 от 23.12.2017, устанавливают время вступления их в силу с 1 июля 2018 года.

Автобус, перевозящий детей обязательно должен быть оснащен информационной табличкой “Перевозка детей”. Она представляет собой желтый квадрат с красной каймой, изображающая в центре бегущих детей.

Знак должен быть установлен, как спереди, так и сзади. Причем, для размещения спереди определен минимальный размер стороны значка, как 25 см, а сзади — 45 см.

Перевозить детей ночью нельзя. К ночному периоду относят временной отрезок от 23.00 до 6.00. Исключения составляют ситуации, когда необходимо доставить их на вокзал\с вокзала, при чрезвычайных ситуациях, при условии, что это будет расстояние не более 50 км.

А детей младше 7 лет нельзя перевозить более 4 часов ни в какое время.

Документы

Фирмы и ИП, имеющие или арендующие ТС, занимающиеся регулярными перевозками должны обязательно лицензировать свою деятельность. Документ соответствия выдает Роспотребнадзор, по правилам, определяемым Постановлением Правительства № 280 от 02.04.2012.

Обратите внимание, что получать лицензию на перевозку пассажиров по заказу не обязательно. Сейчас ведутся споры о необходимости обязать и таких перевозчиков получать документ соответствия, но пока это не обязательно. Лицензия выдается на 5 лет.

В соответствии со ст. 8 ФЗ № 294 от 26.12.2008 перевозки по заказам имеют право осуществлять фирмы, только при условии наличия подтвержденного уведомления о своей работе.

Кроме того, перевозчики должны быть включены в Реестр транспортной инфраструктуры. Это перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые проходят проверку на соответствие самих ТС и всех сотрудников требованиям, предъявляемым законодательством к перевозчикам.

Как и на любое ТС, на автобус должен быть оформлен полис ОСАГО. В него должен быть обязательно вписан водитель, который находится за рулем в конкретный момент, либо это должна быть страховка на неограниченный круг пользователей.

Кроме того, на автобусы оформляется полис страхования пассажиров, в соответствии с ФЗ № 67 от 14.06.2012. Этот документ подтверждает факт покупки полиса на случай причинения вреда жизни, здоровью и багажу пассажира.

Законом определен достаточно высокий максимальный порог для выплат. При ущербе здоровью — 2 млн, при причинении смерти — 2 млн. 250 тыс., при повреждении или утрате багажа — 23 тыс.

У водителя должны быть права, трудовой договор, путевой лист. Если происходит перевозка групп заказным автобусом, то у водителя должен быть поименный список пассажиров, если перевозятся дети, то в нем должны быть указаны ответственные за поездку.

За 10 дней до момента осуществления перевозки детей ее организатор должен подать сведения в районный отдел ГИБДД, информирующий его сотрудников о предстоящем мероприятии.

Если в инспекции будет установлено, что автобусу необходимо сопровождение, то на руки заявителю выдают решение о назначении сопровождающего автомобиля, если, нет, то выдают отказ, который возить с собой нужно обязательно.

Ответственность

Ответственность за нарушение в сфере перевозок пассажиров предусмотрена КоАП. Кодекс предусматривает различные варианты наказания, как для водителей — нарушителей, так и для должностных лиц, уполномоченных выполнять соответствующие функции в фирме и для юридических лиц.

Однако, это не единственный вид ответственности, к которому могут привлекаться нарушители в данной области. За ущерб, причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажиров сверх суммы, предусмотренной полисом страхования ответственности перевозчика, фирмы несут гражданскую ответственность, по правилам ГК РФ.

Если в результате нарушения правил, документов и законов был причинен тяжкий вред здоровью или возникла смерть, то данный вид правонарушений, является преступлением и квалифицируется по УК РФ.

Административная

Водитель, управляющий автобусом, который не прошел техосмотр будет привлечен к административной ответственности в виде штрафа на сумму от 500 до 800 рублей.

А вот фирмам придется заплатить 50 тыс. Если у водителя при себе не будет документов, подтверждающий оформленное право на осуществление деятельности, то размер наказания увеличивается до 5000 рублей, в соответствии с ч. 2.1 ст. 12.3 КоАП.

В кодексе есть отдельная статья, определяющая наказание за неправомерную перевозку пассажиров.

Она определяет меру ответственности за неиспользование ремней безопасности, за несоответствующую правилам организацию перевозки детей, не соответствующую квалификацию водителя и отсутствие необходимых документов.

Водителям придется отдать 3 тыс. рублей, сотрудникам — 25 тыс., а фирмам — 100 тыс. Еще больший штраф, предусмотрен за передвижение автобусов с детьми в ночное время. Водитель, в лучшем случае, может отделаться штрафом в 5000 рублей, нормой предусмотрено также и лишение прав на срок до полугода. Должностные лица заплатят 50 тыс, а юр. фирмы — 200 тыс. рублей.

Ответственность для должностных лиц и фирм за ряд правонарушений в области допуска несоответствующих законодательству транспорта или водителя к работе предусмотрена ст. 12.31—12.32.

Если должностное лицо отправило в рейс неисправное ТС, то его привлекают к административной ответственности в виде штрафа 5000-8000 рублей.

Если эта неисправность представляет собой не соответствующие ГОСТУ световые приборы, установленные спереди, то такие сотрудники заплатят 15-20 тыс. рублей, а фирмы — 50 тыс.

Если сотрудники фирмы, выпустили водителя, который не подходит под требования, предъявляемые законом, то они наказываются штрафом 20 тыс., а юр. фирмы — 100 тыс.

Если на фирме нарушаются правила прохождения водителями осмотра их состояния здоровья, причем, как перед началом пути, так и после его завершения, или правила проверки технического состояния самого ТС, то такое упущение будет наказываться в 30 тыс.

Если не выполняются требования, придерживаться которых необходимо для осуществления безопасных перевозок, то ответственность наступает по ст. 11.15.1 КоАП. Для юридических лиц это штраф до 100 тыс. рублей.

Если фирма будет привлекаться повторно, то платить уже придется 200 тыс., возможно даже приостановление работы на срок до 3 месяцев. А если будет установлено, что данное правонарушение совершено умышленно, то штраф возрастет до 500 тыс. рублей.

Заключение

Правила пассажирских перевозок автобусом зафиксированы в нескольких нормативных актах. В этом состоит сложность по осуществлению данной деятельности.

За нарушение этих правил предусмотрена очень серьезная ответственность, как для водителя, так и для должностных лиц и фирм. Поэтому, прежде чем приступить к этой деятельности, требуется внимательно изучить законодательство РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *