Ответственность за отказ в предоставлении информации гражданину

Согласно действующему законодательству, сотрудники госструктур должны давать людям запрашиваемые ими сведения касательно их прав и обязанностей. Отказ в предоставлении информации предполагает административную ответственность для тех лиц, которые решились на данное правонарушение.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Понятие неправомерного отказа

По ч.2 статьи 24 Конституции РФ любой человек может получить необходимые ему данные от гос.органов, а также должностных лиц, которые работают в этих структурах.

ФЗ №24 определяет доступ и пользование источниками данных. Он же трактует те виды информации, на получение которых гражданин имеет право: данные о предметах/явлениях/фактах/событиях вне зависимости от формы предоставления.

Очень важно знать и том, что предоставление сведений должно производиться именно на бесплатной основе. Если сотрудник какого-либо гос.органа попытается в любой форме потребовать у вас денежные средства, то здесь можно уже говорить о другом виде преступления — взяточничестве.

К примеру, вам отказали ознакомиться с материалами дела, которое проводится в отношении вас, хотя вам необходимо это сделать, и у вас есть на это вполне объективная цель.

Конечно, у всех правил есть свои исключения. В данном случае оно распространяется на те материалы, которые открыты только для определенного круга лиц. Следует учитывать и то, что право на получение данных может ограничиваться только федеральными законами, но не региональными постановлениями.

Во всех остальных случаях гражданину обязаны предоставлять запрашиваемые им данные, иначе это идет вразрез с его конституционными правами.

То, как могут отказать в предоставлении информации, может проявляться по-разному. Вот несколько случаев, когда можно заподозрить сотрудника той или иной структуры в том, что он не хочет вам предоставлять те или иные данные:

  • умалчивание или простой отказ в общении (может мотивироваться самыми разными причинами, которые не имели какого-либо юридического или фактического оснований);
  • избегание разговора любой ценой;
  • ложь о том, что у него нет данных или доступа к ним;
  • молчание в ответ на запрос.

Содержание статьи 140 с комментариями

В УК РФ существует отдельная статья за неправомерный отказ в предоставлении данных. Это ст.140, в которой прописано, что на должностное лицо ложится именно уголовная ответственность в случае, если им было отказано в выдаче материалов, напрямую затрагивающих права и свободы гражданина, а также при предоставлении ложных или неполных сведений.

Также там уточняется, что данная статья применяется в случае, если вышеприведенные действия привели к тому, что стали причиной ущерба правам и интересам людей.

Кроме нее, есть и ст.5.39 КоАП, в которой можно прочесть, что отказ в предоставлении информации, которая предусмотрена ФЗ, гражданину или адвокату также предполагает административную ответственность.

Наказание будет ждать и при несвоевременной сдаче сведений или тех, которые не соответствуют действительности.

Состав преступления

Его рассматривают в общем контексте тех преступлений, которые совершаются против прав и свобод отдельных граждан. Причиненный при этом ущерб может быть не только моральным, но и имущественным в случае, если в результате случившегося человек не получил выплаты вовремя или в неполном объеме.

Моральный вред выражается в пренебрежении или унижении достоинства и чести отдельного человека.

Если в результате отказа в предоставлении документов никаких последствий для самого гражданина не было, то нельзя будет привлечь к ответственности должностное лицо, которое допустило подобное. К нему будет применено дисциплинарное взыскание и на этом все.

Как подать заявление в полицию? Об этом можно прочесть здесь.

Объектом деяния в этом случае выступают права, свободы и интересы не только граждан самой страны, но и тех лиц, у кого есть другое гражданство или совсем его нет.

Объективной стороной вопроса являются те действия или бездействия, которые были предприняты должностным лицом, и связь, возникшая между самим поступком и теми последствиями, которые возникли из-за него.

Предмет данного правонарушения — это те документы и материалы, в предоставлении которых было отказано. Это может быть отказ и в предоставлении данных в устной форме, но главное, чтобы он был выражен именно открыто.

Его субъектом является тот сотрудник госструктуры, который и отказал гражданину в их выдаче на незаконном основании. К субъективной стороне относят вину, в виде прямого или косвенного умысла по отношению к тому лицу, которое и понесло в результате ущерб в любом его виде. Если будет установлено, что вина была в виде прямого умысла, то это будет считаться отягчающим обстоятельством.

Квалифицирующие признаки

Законом определены определенные признаки, которые позволяют отнести преступление к тому или иному виду. В данном случае ими являются неправомерные действия сотрудника госструктуры.

Более сложно определяется размер имущественного вреда, который может получить гражданин в результате данного деяния. Ярким примером служит случай, когда гражданину, полностью уверенному, что он выплатил весь долг, вдруг приходит уведомление о невыплаченной части кредита. Иски в этом случае очень редко заканчиваются хорошо для самого истца.

О том, как подать кассационную жалобу в Верховный суд, рассказано в этой статье.

Чтобы такого не происходило, следует оформлять именно официальный запрос в банк, так как при наличии бумаги, в которой было бы указано, что никакой задолженности у него нет, можно будет уличить сотрудников банка в преступной небрежности.

На этом примере можно понять, что больше шансов на то, чтобы привлечь сотрудника к ответственности, потребуются какие-либо материальные доказательства его вины.

Ответственность за неправомерный отказ

Правонарушение будет считаться законченным, если гражданин в результате преступной деятельности или бездеятельности сотрудника гос.органа понес вред в любом его виде.

Согласно ст.140 УК РФ, должностное лицо может быть приговорено к следующим типам наказаний:

  • уплата штрафа суммой до 200 000 руб. или з/п за полтора года;
  • запрет на занятие определенных должностей на период — от 2 до 5 лет.

Такие типы мер пресечений выбраны не случайно. Они призваны научить провинившегося сотрудника ответственности и не допускать впредь совершения подобных небрежностей.

Если будет установлено, что гражданин виновен по ст.5.39 КоАП РФ, то тогда речь будет идти о штрафе размером от 5 000 до 10 000 руб.

Также к ним могут назначаться дисциплинарные взыскания или прочие санкции от начальства должностного лица, которое допустило ошибку.

Когда же применяется ст.5.39 КоАП и ст.140 УК РФ? Вторая используется в случае, если потерпевший гражданин понес значительный вред. Для этого потребуется предоставить в суде какие-либо материальные доказательства вины сотрудника госструктуры.

Заключение

При отказе в предоставлении каких-либо сведений, касательно прав и свобод человека, должностным лицом, последний несет административную или уголовную ответственность. Чтобы его можно было привлечь ко второй, нужно доказать, что лицу был нанесен именно ущерб — моральный или физический.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *