Ответственность за получения взятки по ст 290 УК РФ

Проволочки в бюрократической системе побуждают граждан к поиску «обходных путей». Соответственно, подобные методы становятся причиной роста коррупции в стране, что карается правовыми нормами. Разберемся с вопросами, чем грозит дача взятки должностному лицу, статья УК РФ, которая регламентирует эти положения и какие меры предполагаются к нарушителям.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Информация о преступлении

Взяточничество – статья УК РФ, где описаны наказания за подобные деяния, поскольку такой вариант «подкупа» должностного лица наносит вред государству. Этот путь считается причиной коррупции, которая негативно сказывается на имидже страны и внутриполитических вопросах.

Термин предполагает предложение сотруднику государственного аппарата материальных ценностей за принятие решения в пользу взяткодателя.

Причем толкование этого определения включает и посредническую схему, когда финансы попадают к адресату через третье лицо. Однако в этой ситуации четко прослеживается цель деяния – получение выгоды обеими сторонами в обход закона. Что касается вероятного участия посредников, решение таких вопросов – компетенция суда. Разберемся с юридическими нюансами этой темы.

Внимание! Получение взятки – статья 290 УК РФ, за такие нарушения предполагает меры наказания именно к получателю средств.

Если же речь идет об ответственности лица, которое предлагает такой способ решения проблем, здесь работает уже ст. 291. В случае выявления использования посредников, законодательство предусматривает привлечение виновных граждан к уголовному делу по статье 291.1. Соответственно, правовые нормативы предписывают наказание для всех фигурантов подобных дел.

Содержание термина

Выясним, какие блага считаются взяткой в РФ. Поскольку законодательство гибко трактует подобные ситуации, юристы рекомендуют руководствоваться следующим перечнем:

  • финансовые переводы средств;
  • недвижимость;
  • ценные бумаги;
  • драгоценные металлы и камни;
  • транспортные средства;
  • дорогостоящая собственность.

Кроме того, статья «Получение взятки должностным лицом» допускает здесь и преследование за неимущественные незаконные отношения. В таких обстоятельствах подразумевается оказание услуг вымогателю мзды в обход законодательства либо иные пути получения выгоды таким лицом.

Размеры

Чтобы определиться с нюансами темы, уместно разобраться, какая сумма считается взяткой в России. Ключевым правилом тут становится исчисление незаконно полученной выручки в рублях. Этот момент применяется даже в ситуациях с «оплатой услуг» чиновников ценными бумагами или иным эквивалентом дорогостоящей собственности. Однако и тут найдется нюанс.

Подарки стоимостью до 3 000 рублей лицам, которые занимают государственные посты, официально разрешены. Однако «безвозмездно переданное» имущество, превышающее указанный порог, становится поводом для возбуждения уголовного дела. Основанием тут становится 575 статья Гражданского Кодекса. Если же говорить о деньгах, минимальная цифра законодательством не регламентируется.

Важно! Статья 290 содержит три категории размера суммы, когда речь идет уже об ужесточении наказания за рассматриваемое преступление.

В указанных обстоятельствах законодательство рассматривает такие критерии:

  1. Взятка в значительном размере. Тут сумма полученных либо переданных средств составляет минимум 25 000 рублей.
  2. Подкуп на крупную сумму. Здесь говорится о нелегально полученном доходе, который превышает 150 000 рублей.
  3. Взятка в особо крупном размере. В таких ситуациях юридические предписания предполагают подкуп на сумму от 1 000 000 рублей.

Соответственно, величина подобных «доходов» определяет и тяжесть наказания, которое предусмотрено в рассматриваемых случаях.

Квалификация правонарушения

Теперь перейдем к рассмотрению состава таких преступлений. Начнем с изучения формы деяния. В этой ситуации уместно говорить о двух вариантах: явных и скрытых взятках. Первый способ предполагает открытую передачу средств лицу, которое занимает соответствующий пост до момента получения выгоды либо сразу после выполнения предварительной договоренности.

Второй вариант отличается рядом особенностей. В этой ситуации речь идет о завуалированной услуге или ином действии за выполнение чиновником устного соглашения. Причем такие действия практикуются для сокрытия существенных сумм. Общим же признаком в перечисленных случаях считается предварительно заключенный устный договор между обеими сторонами.

Внимание! Конкретный способ подкупа государственного служащего в скрытой форме предполагает комплекс вероятных способов.

В подобных обстоятельствах законодательством предусмотрена ответственность за получение и дачу взятки. Что касается конкретных действий, здесь юристы говорят о следующих вариантах:

  • сделки с ценным имуществом по заведомо сниженной либо завышенной стоимости;
  • выполнение фиктивных услуг;
  • прощение задолженности;
  • организация поддельного выигрыша;
  • получение средств родственниками взяткополучателя;
  • отказ от получения вознаграждения за аренду помещений или техники.

Перечисленные выше способы не считаются исчерпывающим списком. Это лишь наиболее используемые схемы незаконного отмывания средств.

Кроме того, законодательство классифицирует взятки и по обстоятельствам получения подобного дохода. В первом случае тут подразумевается подкуп, когда гражданин передает деньги либо ценности авансом. Взамен взяткополучатель выполняет собственную часть договоренностей. Вторая ситуация допускает своеобразное «вознаграждение» после оказания услуги.

Доказательство преступления

Для возбуждения уголовного производства и привлечения к ответственности за получение взятки требуются весомые основания. В таких случаях следствию требуется заявление пострадавшей стороны с указанием обстоятельств дела и суммы, которую вымогает чиновник. Если такое условие не выполняется, узнать о факте незаконной передачи средств удастся посредством показаний свидетелей, присутствовавших при этой процедуре.

Кроме того, для суда требуется сбор доказательств преступления. В таких ситуациях оперативными работниками используются купюры с метками и проводится фиксация нарушения на видео. Доказать виновность конкретного лица в суде без представления документальных свидетельств – практически невозможная задача.

Санкции по законодательству

Поскольку рассматриваемый вид нарушений охватывает три статьи УК, разберемся с мерами наказания для лиц, которым вменяется вымогательство взятки и людей, предлагающих незаконное обогащение. В случае получения денег или иного имущества чиновнику грозят штраф, дисквалификация на 3 – 15 лет или исправительные работы.

Отдельным критерием наказаний тут считается лишение свободы. Что касается граждан, которые предлагают взятки, тут законодательство предполагает аналогичные меры. Однако в обоих случаях судом учитывается размер подкупа, отягчающие и смягчающие обстоятельства. Разберемся с нюансами наказаний для указанных категорий подробнее.

Меры к взяткополучателю

Минимальный размер штрафа за взятку в этой ситуации составляет до 1 000 000 рублей либо равен эквиваленту дохода обвиняемого лица за 2 года. Иной вариант финансовых санкций допускает возмещение 10–50 размеров полученной суммы с запретом на занятие соответствующего поста на 3 года. Более жесткие меры допускают назначение исправительных работ до двух либо принудительного труда до 5 лет.

Тут предусмотрено и тюремное заключение на срок в 3 года. Значительные суммы взяток увеличивают штраф до 200 000–1 500 000 рублей. Альтернативой здесь становится выплата 30 – 60 величин суммы подкупа и дисквалификация чиновника на 3 года. Лишение свободы в таких случаях затягивается до 6 лет с вероятным штрафом в 30 размеров полученных средств. Для государственных служащих меры ужесточаются.

В подобных обстоятельствах штраф возрастает до 1 000 000–3 000 000 рублей, а период вероятного заключения в исправительном учреждении – до 5–10 лет с семилетней дисквалификацией.

Крупный размер подкупа предусматривает финансовые санкции в 2 000 000–4 000 000 рублей или суммы, которая в 80–100 раз превышает взятку. Лишение права на занятие определенной должности тут длится 7 лет, а тюремное заключение – до 7–12. Причем лишение свободы не исключает и выплаты штрафа, который составляет 60 размеров полученных средств.

Наиболее тяжелые последствия влечет взятка в особо крупном размере. Статья 290 предусматривает здесь финансовые выплаты государству в 3 000 000–5 000 000 рублей или 80–100 размеров зафиксированного незаконного дохода. Иная мера – лишение свободы на 8–15 лет с дисквалификацией служащего на пятнадцатилетний период.

Наказание для взяткодателя

Теперь разберемся с ответственностью за дачу взятки. В этом случае минимальные финансовые санкции составляют 500 000 рублей, а тюремное заключение длится 2 года. Альтернативой тут считаются исправительные работы на тот же срок или трехлетний принудительный труд.

Значительный размер правонарушения ужесточает указанные меры. Тут штраф возрастает до миллиона, а период лишения свободы предполагает максимум 5 лет.

Что касается санкций за предложение чиновникам незаконного дохода в крупном и особо крупном размере, тут для преступника предусмотрены те же меры, как и в случае с взяткополучателями. Однако добровольное сотрудничество со следствием тут становится шансом для избегания уголовного преследования. Это правило работает и до момента выплаты требуемой суммы, и после дачи мзды чиновникам.

Можно ли прикрыться «подарком»

Перейдем к обсуждению способов, которые используют недобросовестные служащие государственных структур. Наиболее распространенным вариантом уклонения тут становится выдача полученных активов за «подарок».

Поскольку закон четко устанавливает максимальную стоимость подобных подношений в 3 000 рублей, имущество, которое превышает эту цифру, автоматически становится поводом для уголовного преследования.

Однако в ситуациях, когда следователь представляет суду доказательства конкретных действий чиновника после получения «подарка» либо систематический характер таких приобретений, наказания не избежать. Однако на практике встречаются и умышленное подбрасывание средств с целью порчи репутации конкретного чиновника. В таких обстоятельствах важно доказать личную незаинтересованность в получении этого «дохода».

Тут юристы говорят о вероятных обвинениях лишь в ситуации с доказанной цепочкой: материальное вознаграждение-услуга. Если же ответной реакции чиновника не последовало, повода для инициирования уголовного дела нет. Причем подобные провокационные действия предполагают наказание по ст. 304 Уголовного Кодекса.

Заключение

Столь суровые меры наказаний за, казалось бы, незначительное правонарушение, связаны с засильем коррупционной составляющей в стране. Как показывает мировая практика, полное искоренение взяточничества – утопия. Однако сведение подобных случаев к минимуму говорит об экономическом потенциале государства и устойчивости страны на мировой арене.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *