Ответственность за превышение должностных полномочий

Структура власти предполагает выполнение государством определенных функций. Однако помехой в налаженной системе становится человеческий фактор. В таких ситуациях появляется проблема нарушения чиновниками нормативов закона.

Разберемся, о чем говорит статья «Превышение должностных полномочий» УК РФ, и выясним, какие меры применяются в подобных обстоятельствах.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Суть преступления

Начнем с уточнения содержания рассматриваемого нарушения. Его первыми признаками считаются произвол властных структур по отношению к гражданам или самоуправство начальства. Если же говорить правовыми категориями, преступление заключается в превышении полномочий должностным лицом, при которых нарушаются гражданские права окружающих людей. Причем термин «принадлежность к власти» нуждается в подробном рассмотрении.

К группе должностных лиц законодательство относит сотрудников органов охраны правопорядка. Кроме того, в эту категорию попадают государственные служащие федеральных и муниципальных ведомств. К описываемому классу причисляются и люди, которые не состоят в указанных выше структурах, но выполняют функции руководителя или распорядителя на предприятии.

Важно! Умышленное злоупотребление полномочиями и властью такими гражданами грозит уголовным преследованием.

В этой ситуации законодательство говорит о статье 286 УК страны, поскольку подобные деяния нарушают нормы общественной безопасности. Причем рассматриваемые преступления часто сопровождаются угрозами в адрес потерпевшего либо использованием оружия. Соответственно, применение насильственных методов увеличивает опасность нарушения.

Что касается определения «превысить полномочия», здесь юристы говорят о действиях обвиняемого лица, которые прямо нарушают вверенную этому гражданину компетенцию. При выполнении работы такие люди руководствуются законодательством и внутренними инструкциями. Если же граница нарушена, появляется повод для разбирательства.

Виды превышения полномочий

Перейдем к подробному обсуждению ст. 286, где указывается ответственность за превышение должностных полномочий. Здесь уместно остановиться на изучении вариаций рассматриваемого деяния.

Преступление считается оконченным после фиксации неприятных последствий для социума или отдельного гражданина. Причем эти действия варьируются в различных формах.

Первым вариантом превышения служебных полномочий становится выполнение чиновником действий вне своей компетенции. Кроме того, отдельной группой тут выделяется попытка применения полномочий вышестоящих лиц и ведомств. Еще один вид – единоличное принятие решений за коллегиальный орган.

Примером описанных нарушений становится подписание некомпетентным работником бумаг «за начальника» или принятие решения одним лицом на собрании кредиторов.

Однако эта статья охватывает и более опасные формы указанного нарушения. Речь идет о действиях преступников, которые не имели под собой оснований. Здесь уместно упомянуть незаконное применение оружия сотрудником полиции. Следующая опасная разновидность – дискриминация гражданских прав и свобод иных людей путем выполнения незаконных действий.

Отягчающие факторы

Рассматриваемая статья Уголовного кодекса предполагает суровые меры к виновникам происшествий, по чьей вине последствия носят необратимый характер. В этой ситуации говорится о насилии или применении оружия в адрес потерпевшей стороны. Еще одна черта таких деяний – зафиксированный вред здоровью жертвы преступления.

Однако во второй части статьи указано, что для работников государственных структур наказание за превышение должностных полномочий строже, чем для иных лиц. Соответственно, речь идет об ужесточении контроля над людьми, которые непосредственно представляют власть.

Состав правонарушения

Чтобы правильно квалифицировать преступление, целесообразно уточнить характеристики таких деяний. У неопытных юристов возникают сложности и путаница со ст. 285, где говорится о прямых злоупотреблениях в рассматриваемой области.

Первое отличие тут состоит в активном действии обвиняемого гражданина. В случае со злоупотреблением властью следствие получает право говорить и о бездействии.

Второй признак – фактическое отсутствие полномочий у лица, которое совершило преступление. В случае же с соседней статьей, гражданин компетентен в конкретном вопросе и выполняет незаконные действия при отсутствии объективной необходимости. Здесь примером становится выдача водительских прав в ГИБДД «по знакомству» или за взятку.

Важно! Если следствие ведет уголовное дело по ст. 286, мотив преступления не играет роли.

Объектом посягательства тут становятся жизнь или здоровье граждан, права и свободы людей, интересы государства и социума. Объективной стороной выступают фактические действия подозреваемого, которые повлекли негативные последствия. Причем в таких ситуациях требуется фиксация доказательства причин, побудивших нарушителя к преступлению, и логической цепочки событий.

Доказательная база

Кратко оговорим методики сбора свидетельств, которые дают основания на предъявление соответствующего обвинения. В этом случае требуется заявление потерпевшего лица. Кроме того, полезными оказываются и свидетельства граждан, которые видели происходящее либо участвовали в процессе.

Доказательствами становятся видеофиксация и документация организации, где прямо указана должностная инструкция виновника нарушения. Сюда же причисляют и иные бумаги, которые прямо или косвенно указывают на вину конкретного гражданина. Сбор полной базы становится кропотливой задачей, однако этот момент считается необходимым этапом.

Последствия преступления

Теперь остановимся подробнее на мерах, которые применяются законодательством в случае превышения должностных обязанностей. Первая часть статьи рассматривает общие случаи и предполагает штраф для нарушителя в размере 80 000 рублей.

Альтернативный вариант – конфискация полугодового дохода виновника или дисквалификация такого лица на 5 лет. Наиболее жесткие меры – арест на срок от 4 до 6 месяцев, принудительный труд или лишение свободы до 4 лет.

Вторая часть оговаривает наказания, которые применяются к людям, состоящим в штате государственной службы. Здесь материальные санкции возрастают до 100 000 – 300 000 рублей или изъятия дохода за 1–2 года. Дополнительно применяются принудительные работы на 5 или тюремное заключение до 7 лет. Причем в такой ситуации обвиняемому грозит и трехлетний запрет на право занимать соответствующий пост.

Внимание! Преступления, которые подпадают под описание обеих частей и совершались с применением насилия или оружия либо повлекли тяжкий исход, предусматривают максимально строгие меры.

Этот момент оговаривается в третьей части рассматриваемой статьи. В подобной ситуации отделаться штрафом не удастся. Здесь единственным вариантом наказания становится лишение свободы на период 3–10 лет и дисквалификация нарушителя на 3 года. Однако указанные меры принимаются лишь при доказанных отягчающих обстоятельствах этого нарушения.

Вероятное уклонение от наказания

Юристы говорят, что трактовка рассматриваемой статьи в определенных ситуациях предполагает и оправдание обвиняемого лица. Причем уклониться от наказания удастся даже в ситуации с явным составом преступления и при выявлении сопутствующих признаков. Однако в подобных обстоятельствах подсудимому требуются доказательства того, что совершенные действия проведены ради безопасности окружающих людей.

Вторым поводом для снятия обвинений становится защита государственных интересов. Такие примеры встречаются в судебной практике при рассмотрении действий полицейских во время освобождения людей или зданий от террористов.

Третьей причиной для оправдания обвиняемого гражданина считается выполнение указаний вышестоящего лица, которые виновник воспринимает как законный приказ.

Заключение

Очевидно, что в современном обществе остро стоит проблема превышения должностных полномочий. Однако законодательство и угроза наказания вынуждают чиновников придерживаться действующих нормативов. Подобная схема сохраняет баланс интересов представителей власти и рядовых граждан государства. Нарушения же караются согласно Уголовному кодексу.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *