Порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей

В соответствии со ст. 20 ФЗ “О безопасности дорожного движения”, юридические лица и индивидуальные предприниматели ответственны за обеспечение правомерного допуска водителей к управлению ТС. В данное понятие входит ряд мероприятий, в том числе и предрейсовые, и послерейсовые медицинские осмотры водителей.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Общие обязанности организаций и ИП

Обязанности организаций и ИП перечислены в ст. 20 ФЗ “О безопасности дорожного движения”. Ими являются:

  • покупка полиса обязательного страхования гражданской ответственности;
  • выполнение требований по охране труда;
  • контроль за соблюдением правил по обеспечению безопасного вождения;
  • проведение переквалификации своих сотрудников;
  • выполнение технического осмотра ТС;
  • проведение проверки состояния здоровья своих работников, в данном случае речь идет не только о медосмотрах водителей перед рейсом или перед сменой, а также после них, но и периодическая диспансеризация.

Категорически запрещено допускать за руль водителей, у которых нет водительского удостоверения, или любым способом принуждать своих сотрудников совершать действия, которые нарушают нормы российского законодательства или могут привести к их нарушению.

Порядок проведения

В соответствии со ст. 23 ФЗ “О безопасности дорожного движения” одной из превентивных медицинских мер, по обеспечению безопасности на дороге, является прохождение предрейсовых, предсменных, послерейсовых и послесменных осмотров. Все они должны проводиться в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минздрава № 835н от 15.12.2014.

Целью данных мероприятий является проверка состояния здоровья, водителя, садящегося за руль ТС на наличие заболеваний, которые препятствуют возможности водить автомобиль, на наличие алкоголя или токсических веществ, в том числе и остаточных явлений, после злоупотребления ими.

Проводить осмотр обязательно перед и после каждого рейса, если водитель осуществляет перевозку пассажиров или опасных грузов. Исключение касается лишь водителей, которые управляют ТС оперативных служб.

Как проводится предрейсовый медицинский осмотр водителей? При проведении осмотра осуществляется сбор данных состояния здоровья: осматриваются слизистые, кожные покровы, измеряется давление, пульс, опрашивается проверяемый.

По результату медицинского осмотра на руки водителю может быть выдано заключение либо об отсутствии оснований для отстранения его от работы, либо об их наличии.

В документе в первом случае, прописывается, что работник допущен к выполнению своих обязанностей, обязательно проставляются координаты лица, проводившего исследование.

Если исследование проводил работник, имеющий среднее медицинское образование, и выявил наличие заболеваний, препятствующих продолжению профессиональной деятельности, то он обязан отстранить водителя от работы и отправить его в медицинскую организацию для получения помощи.

Проверка на состояние опьянения

Для целей проверки наличия состояния опьянения проводится сначала визуальный осмотр, если есть основания полагать, что в поведении водителя есть признаки опьянения или остаточных явлений, проводится проверка на количество алкоголя в выдыхаемом воздухе.

Если исследование будет отрицательным, то медицинский работник должен обеспечить исследование мочи, для определения наличия или отсутствия в организме психотропных веществ.

Данный анализ должен проводиться точно в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития № 40 от 27.01.2006.

В этом документе утверждены рекомендации по отбору мочи. Предусмотрена необходимость контролировать процесс таким образом, чтобы исключить вероятность подмены исследуемого материала. Объем тары для сбора не должен быть менее 200 мл., а объем исследуемого материала, не более 100 мл, но не менее 30 мл.

Медицинский работник должен сначала провести первичное исследование, в первые 5 минут: замерить температуру, провести иммунохроматографический тест, определить плотность. Если показатели будут отклоняться от нормы, тогда моча отправляется на химико-токсикологическую экспертизу. Пересылка должна произойти в течение 2 суток, при условии, что в это время материал хранится в холодильнике.

Требования к медицинскому работнику

Осуществлять процедуру прохождения предрейсового медосмотра водителей могут люди, имеющие среднее или высшее медицинское образование.

Такие сотрудники могут включаться в штрат по правилам ч.4 ст 24 ФЗ № 323 от 21.11.2011. Либо для осуществления данной деятельности могут привлекаться сторонние медицинские организации. Оплата их работы должна производиться за счет работодателя.

В соответствии с п. 46 ст. 12 ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” работа в медицинской сфере подлежит лицензированию, однако, по правилам ст. 3 этого же документа, получателем лицензии может быть только юридическое лицо или предприниматель.

Если обратиться к ст. 100 ФЗ № 323 от 21.11.2011, то можно узнать, что до 2026 года установлена возможность для специалистов заниматься медицинской деятельностью, если у них есть соответствующий сертификат.

Иными словами, если фирма взяла на работу медработника для осуществления осмотров, то ему получать лицензию не нужно. Но по правилам п.3 Постановления Правительства № 291 “О лицензировании медицинской деятельности” предрейсовые осмотры подпадают под определение медицинской деятельности, соответственно должны лицензироваться.

С другой стороны, получать лицензию должны фирмы, которые нанимают таких сотрудников. Но так как эта деятельность не является для них основной, то данное условие не является обязательным. На данный момент нет четкой регламентации данного вопроса, нет единой позиции и у судов.

Ответственность

Ответственность за нарушение правил прохождения предрейсового медицинского осмотра наступает по ст. 11.32 КоАП.

В соответствии с нормой назначается наказание в виде административного штрафа.

Гражданам придется отдать 1-1,5 тыс. рублей, должностным лицам 2-3 тыс. руб., юридическим лицам — 30-50 тыс. ИП будут отвечать в данном случае, как юридические лица.

Описанное выше наказание предусмотрено за невыполнение осмотра, а вот если в результате такого упущения на рейс был выпущен водитель, который находился в состоянии опьянения, тогда это правонарушение будет квалифицироваться по ст. 12.32 КоАП. Размер штрафа в этом случае будет существенно больше.

На должностных лиц, которые должны были освидетельствовать водителя может быть наложено взыскание в размере 20 тыс., а на фирмы — 100 тыс. рублей.

Заключение

Проведение медицинских осмотров водителей, как перед работой, так и после ее завершения, — это обязанность, которая закреплена за их работодателями. Выполнять данные действия могут только люди имеющие медицинское образование.

Их можно нанять в штат фирмы или воспользоваться услугами сторонней организации, предварительно проверив у нее наличие лицензии. За нарушение правил КоАП предусматривает штраф. Относительно не большой — за невыполнение данных действий, и более существенный — за допуск к ТС водителя в состоянии опьянения.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *