Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Обоюдка при ДТП – нередкое явление. Каждый день на дороге случаются инциденты, в которых виноватыми являются оба водителя. Когда же речь доходит до страхового возмещения, то между водителями, страховыми фондами и государственными структурами начинается неразбериха.

Если произошло обоюдное ДТП, чьей страховой будет осуществляться выплата? Как правильно подать запрос и оценить ущерб?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если РІС‹ хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь РІ форму онлайн-консультанта слева или звоните РїРѕ телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Понятие обоюдной вины и в каком порядке она может быть установлена

Правила дорожного движения, как и прочие законодательные акты РФ, не подразумевают юридического термина «обоюдная вина» в случае, если речь идёт о ДТП.

Действия каждого водителя рассматриваются отдельно и составляют свой состав преступления (правонарушения), что влечёт за собой определённые санкции и выплаты.

«Обоюдка» — это слово, которое используется правоохранительными органами (в частности, сотрудниками ГИБДД). Этот термин означает, что оба водителя виноваты в сложившемся происшествии.

Юридически такая ситуация означает, что каждый водитель получит свой протокол происшествия и будет проходить по отдельному делу в суде (при необходимости). Степень вины не влияет на сам факт того, будет ли признана обоюдка в том или ином случае, или нет.

Обоюдная вина может быть установлена или сотрудником ГИБДД, или же в судебном порядке, если вердикт инспектора кажется водителям незаконным. Страховая служба оспаривать акт работника дорожной службы или решение судьи не может.

Каждый протокол, который окажется на руках у обоих пострадавших водителей, обязательно должен содержать в себе информацию о том, какие именно правила дорожного движения были нарушены и какова ответственность за подобного рода нарушения. В документах словосочетание «обоюдная вина» фигурировать не будет.

Для того, чтобы поспособствовать быстрой фиксации правонарушения и правильному вынесению вердикта сотрудником ГИБДД, участникам дорожного движения, попавшим в ДТП, необходимо:

  1. После столкновения сразу же остановить машины. То, как они расположены, начиная от положения корпуса и заканчивая углом поворота колёс может помочь инспектору правильно установить вину той или иной стороны.
  2. Вызовите дорожную службу и займитесь фиксацией деталей самостоятельно. В первую очередь нужно остановить на дороге свидетелей или попросить прохожих, которые видели момент ДТП, выступить в их роли. После этого на мобильный телефон или камеру нужно сделать снимки места происшествия и обеих машин, на случай, если свою правоту придётся доказывать в суде, либо если второй виновник ДТП решит скрыться с места происшествия.
  3. Следующий шаг – уведомление страховщиков. Агент должен выехать на место происшествия после первого вызова, дабы оценить первичный ущерб и зафиксировать в своих документах факт ДТП. Таким образом вы увеличите свои шансы получить достойные выплаты.
  4. Ни в коем случае не соглашайтесь решить дело «полюбовно», без вызова инспектора ГИБДД, кроме тех случаев, когда ущерб минимален (царапина) и нет пострадавших (даже косвенно).
  5. После прибытия сотрудника дорожной службы, внимательно проследите за составлением протокола. Акцентируйте внимание на своей позиции по делу, но сделайте это вежливо и корректно. Добейтесь того, чтобы ваши пояснения были официально зафиксированы в протоколе. Привлекайте свидетелей.

Что говорится в законодательстве по выплатам

Вопрос вины участников аварии и выплат им по страховому полису регулируется гражданским кодексом Российской Федерации.

По данному вопросу закон категоричен: страховые кампании обязаны осуществлять выплаты не по своему усмотрению, а в зависимости от степени вины того или иного субъекта.

На уровне теории эта система работает идеально, а вот на практике без решения суда установить, кто из водителей будет признан более виноватым в сложившейся ситуации, нереально. Кроме того, сами тяжбы по такого рода делам проходят достаточно сложно из-за того, что доказательной базы практически нет, и даже записи с видеорегистратора не всегда помогают.

В любом случае стоит помнить, что и ГК, и Закон «Про ОСАГО» обязывают страховую службу выплатить компенсацию водителю, который попал в ДТП по вине другого участника дорожного движения.

Закон также обязывает инспектора ГИБДД в случае обоюдного ДТП оформить определённый пакет документов, а именно:

  1. Справка о том, что случилось дорожно-транспортное происшествие. Её обе стороны получают сразу же.
  2. Протокол ДТП. Водители имеют право на копию этого документа. Она необходим будет страховой службе, а также может пригодиться при подготовке к судебному заседанию, если возникнет необходимость.
  3. Постановление о свершённом правонарушении с аргументацией и ссылками на необходимые законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Не менее важна для закона и форма протокола. Водитель должен проконтролировать, есть ли в нём все необходимые для правильного видения дела данные.

В такого рода документе обязательно должны значиться сведения:

  1. Как были расположены машины. Здесь должно быть текстовое описание и схема.
  2. Информация о замерах от точек контроля до транспортных средств.
  3. Описание всех видимых повреждений на авто, которые были замечены инспектором.
  4. Детальные показания обеих сторон, иногда – свидетелей.

Многие инспекторы, не желая полностью описывать весь ущерб, которые получили автотранспортные средства в следствие ДТП, заносят в протокол лишь самые существенные из них. Такой протокол в корне не верен, и может послужить лазейкой для агентов страховых служб на пути к снижению размеров выплат.

Если сотрудник описал не все повреждения, то в вежливой форме ему необходимо указать на те, которые он пропустил. Постарайтесь вести себя корректно, но в то же время строго, дабы показать, что от своей позиции отступать вы не собираетесь. Это поможет сэкономить много времени и денег в дальнейшем, когда придётся решать проблемы со страховщиками.

Какую позицию может занять страховая компания

Если оба участника виноваты в сложившейся ситуации, многие страховые компании пытаются уклониться от своих обязательств и свести их к минимуму. Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей могут производиться по трём схемам:

  1. Незаконный метод – полный отказ в выплатах. В данном случае страховые службы пытаются избежать своих обязательств по договору страхования, ссылаясь на то, что не могут установить степень вины и, следственно, возмещение ущерба на данный момент невозможно. На практике такие дельцы лишь надеются на то, что они люди не станут идти с жалобой в суд. Любая судебная инстанция признает неправомочность такого рода отказа и прикажет осуществить выплаты.
  2. Спорный – попытка страховой компании сыграть на юридической малограмотности своих клиентов. В таком случае страховщики выплачивают обеим сторонам половину от суммы компенсации. Такое решение принимается из-за установившейся в некоторых регионах судебной практики, в которых подчёркивается невозможность определения степени вины в определённых делах с обоюдкой. Стоит помнить, что каждое дело по ДТП индивидуально, поэтому и от суда, и от страховой нужно требовать личного и юридически грамотного подхода к делу.
  3. Полностью законный – выплата, которая привязана к степени вины. Может произойти как без судебного разбирательства, так и с привлечением суда. При таком исходе стороны получают компенсацию, равную ущербу и своей вине.

Как рассчитывается размер возмещения

Если следовать букве закона, то каждый водитель должен получить от страховой определённую сумму, которая покроет ущерб от дорожно-транспортного происшествия. Рассчитывается размер выплат в процентном соотношении к сумме ущерба. Алгоритм этой юридической процедуры таков:

  1. Агентом службы по страхованию оценивается ущерб, который был нанесён автомобилю. Рассчитываться ущерб должен, опираясь на курс и себестоимость деталей для ремонта, актуальные на день проверки.
  2. Данные передаются в страховую службу, где ведущий юрист должен оценить степень вины каждого водителя, опираясь на протокол, выписанный инспектором ГИБДД.
  3. Вычисляются проценты выплат, которые должны зависеть от того, насколько виноват один водитель перед другим. Например, если страховщик всё же признает равную вину, тогда каждый субъект получит только 50 процентов от суммы ущерба, которую определил агент.
  4. Бумаги передаются на согласование потерпевшим сторонам. Выплаты могут производиться только по согласию обоих водителей. Если одного из них устраивает половина суммы, а другого нет, то судебные трения придётся пережить обоим.
  5. Если водители согласились с вердиктом страховой службы, то они могут получить выплату. Если же одна или несколько сторон выступили против, им необходимо обратиться в суд для того, чтобы он переоценил ситуацию и вынес свой вердикт по делу.

Страховая отказывает в выплате – что делать?

Отказ страховой в выплате – дело абсолютно незаконное. Участник ДТП (любой из) может подать иск в суд, дабы оспорить решение своего страховщика и истребовать у него законную выплату. Такими делами занимается суд первой инстанции общей юрисдикции.

Суд будет в первую очередь опираться на протокол сотрудника ГИБДД, а потом на все остальные доказательства, но, тем не менее, своей юридической силы они не теряют, поэтому к иску обязательно нужно подать все имеющиеся на руках записи с видеорегистратора, показания свидетелей и прочее.

Если суд установит, что выплату необходимо присудить в равных долях, хотя степень вины одного из участников ДТП явно выше, чем у другого, то пострадавшая от такого решения сторона может смело обратиться в апелляционный суд, дабы отстоять свои права. Там с большей вероятностью к делу отнесутся внимательнее.

Стоит помнить, что судебное разбирательство не ограничится только вопросом степени вины. Судья при рассмотрении дела может вообще не найти виновника ДТП за неимением достаточного количества доказательств. В таком случае выплат по ОСАГО не будет вообще, поэтому многие водители и не обращаются в суды, дабы избежать подобного стечения обстоятельств.

Можно ли доказать обоюдную вину в суде

Предположим, что сотрудником ГИБДД не зафиксирована обоюдная вина в ДТП. Выплата по ОСАГО в таком случае происходит только в счёт одного водителя. Что делать пострадавшей стороне?

Работники дорожной службы – не боги, и они тоже могут ошибаться. Закон предусмотрел погрешность в работе контролирующих служб, поэтому их действия можно оспорить, правда, в отличие от споров со страховой, такие дела рассматриваются уже административным судом.

Если в деле есть все признаки обоюдки, и вы можете это подтвердить доказательствами и показаниями свидетелей, но сотрудник ГИБДД оформил протокол неверно (со злым умыслом или без него), необходимо составить исковое заявление в суд. Дальнейшие слушания не будут касаться определения степени вины, они будут рассматривать лишь правомерность действий сотрудника дорожной службы.

Заключение

Обоюдная вина – это сложнодоказуемый юридический факт, но, безусловно, необходимый для правильного расчёта страховых выплат. Настаивайте на том, чтобы сотрудник ГИБДД правильно оформлял документы во время фиксирования ДТП, не забудьте получить на руки свою копию протокола и сразу же обратитесь в страховую службу, дабы не потерять время, и, при необходимости, обратиться в суд как можно раньше.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните РїСЂСЏРјРѕ сейчас:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *