Закон о коллекторах

Оглавление

В 2016 году был принят ФЗ № 230 от 3.07.2016 г., защищающий права должников – физических лиц от коллекторов, и устанавливающий требования к организации, занимающейся взысканием задолженности на постоянной основе. Закон призван защитить права и законные интересы физических лиц, у которых есть просрочка по денежным обязательствам.

В законе нет такого понятия как «коллектор». В тексте нормативного акта он упоминается как «кредитор» или организация, уполномоченная взыскивать долг на постоянной основе и включенная в реестр.

Общие правила

Кредитор может общаться с должником с должником посредством личных встреч, телефонных звонков, текстовых, телеграфных, голосовых сообщений. Он также вправе направлять должнику письма на электронную почту, а также почтовые уведомления.

По соглашению между кредитором (в том числе коллектором) и должником могут быть предусмотрены другие способы взаимодействия. Они должны быть точно указаны в отдельном письменном соглашении.

От взаимодействия с коллекторами вправе отказаться родственники, соседи, знакомые должника. Для взаимодействия с ними нужно письменное согласие самого должника или отсутствие возражений со стороны третьих лиц. В качестве третьих лиц, помимо родственников должника, нужно понимать граждан – залогодержателей должника.

Какие права имеют коллекторы

Более подробно о правах коллекторов вы можете прочитать в отдельной статье.

Общаться с должником имеет право сам кредитор или его официально уполномоченный представитель, действующий на профессиональной основе и зарегистрированный в реестре установленным ФЗ № 230 и другими законами способом.

Законом запрещено привлекать к воздействию на должника лиц, которые находятся за пределами России. Таким лицам запрещено звонить должнику из-за границы, направлять из-за рубежа текстовые, голосовые и иные сообщения.

Кредитор (коллектор) не должен воздействовать на должника способами, унижающими честь и достоинство гражданина. Не разрешено портить и уничтожать имущество должника. Коллекторы также не должны представляться сотрудниками правоохранительных органов или других государственных (муниципальных) органов.

Коллектору запрещено взаимодействовать с должником в случае если:

  • арбитражный суд признал заявление должника о банкротстве обоснованным, когда должник начал реструктуризировать долг или он был признан финансово несостоятельным;
  • когда должник лишен дееспособности или ограничен в дееспособности;
  • когда должник лежит в больнице;
  • когда должник инвалид 1 группы;
  • если должник несовершеннолетний.

Все вышеуказанные требования должны быть подтверждены документами. Если должник их не представил, то обстоятельства считаются неподтвержденными и кредитор может по-прежнему оказывать законное давление на должника.

Коллектору не разрешено звонить должнику в рабочие дни – с 10 вечера до 8 утра, а в выходные и нерабочие праздничные дни – с 8 вечера до 9 утра. Лично встречаться с должником можно не чаше одного раза в неделю. Общее количество телефонных звонков должно быть:

  1. Не больше 1 раза в сутки.
  2. Не больше 2 раз в неделю.
  3. Не больше восьми звонков в месяц.

В начала каждого случая непосредственного обращения к должнику коллектор должен представиться: указать свои Ф.И.О., организацию-кредитора, от имени которой он уполномочен действовать.

Кредитору на разрешено присылать сообщения в периоды с 10 вечера до 8 утра – в рабочие дни и с 8 вечера до 9 утра в выходные и нерабочие праздничные дни. Общее количество сообщений должно быть:

  1. Не больше двух сообщений в сутки.
  2. Не больше 4-х сообщений в неделю.
  3. Не больше 16-ти сообщений в месяц.

В сообщении должна быть подробно указана информация о кредиторе: его достоверный адрес, ИНН, контактные данные, размер долга, сведения, подтверждающие полномочия представителя кредитора (данные об агентском оговоре и т.д.).

Должник и кредитор вправе установить другую частоту взаимодействий, от которой должник вправе также отказаться в любое время – направив письменное уведомление кредитору. Коллектору запрещено звонить должнику со скрытых номеров телефона.

Ограничение или прекращение общения с должником

Должник может направить уведомление кредитора о том, чтобы он общался с его конкретным представителем. Уведомление должно быть только письменное. Таким представителем должника может быть только адвокат.

Должник вправе и вовсе отказаться общаться с кредитором. Для этого его нужно уведомить в письменной форме. Уведомление можно послать не ранее четырех месяцев после просрочки в оплате задолженности.

Третья глава ФЗ посвящена правовому статусу кредиторов, занимающихся взысканием задолженности, и требованиям к его регистрации.

Коллекторское агентство должно функционировать только в форме хозяйственного общества. У него должно быть чистых активов минимум на 10 млн. рублей + страховка на 10+ млн. рублей.

ФЗ № 230 был принят, прежде всего, для защиты законных прав и интересов граждан. Рекомендуется:

  • при общении с коллекторами, агентами и прочими лицами, требующими долг, давать ссылки на нормы этого закона, указывать на конкретные нарушения со стороны представителей кредитора;
  • по возможности отказываться от взаимодействия с кредитором по правилам, указанным в ст. 8 Федерального Закона.

Полномочия, так называемых, «коллекторов» (такого названия в законе вообще не предусмотрено) существенно ограничены. При явных угрозах со стороны кредиторов следует обращаться за помощью в правоохранительные органы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *